Декабрь 13, 2017, 10:21:07
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Страниц: 1 [2]
  Отправить эту тему  |  Печать  
Автор Тема: Траволечение на Руси.  (Прочитано 174 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21496



« Ответ #25 : Декабрь 04, 2017, 07:19:26 »

  В народной медицине добрый след оставила и капуста.

   «…Тем, кто капусты поел, ощутит опьянение едва ли… Если же вариться долго, то вяжет капуста желудок, если же полусырая – обычно его послабляет…»

   По официальным данным, свежий сок капусты обладает антисептическим и противовоспалительным действием. Готовят его ежедневно и принимают от 0,5 до 1,5 стакана 3-5 раза в день за 45 минут до еды.

   «…Морковь…есть особна лечба тем людям, кои страждут меланколиевой болезнью…»

   Справиться с этой болезнью, а заодно и с недугами, ее порождающими, поможет употребление два-три раза в день до еды по 100 г мелко тертого корня или по 100-150 г сока.

   «…Сок из вареной репы с сахаром или медом есть преполезное лекарство от простудной грудной боли и кашля…»

   Пьют сок репы как улучшающее сон и успокаивающее сердцебиение средство. Прост и рецепт его приготовления. Одну-две столовые ложки измельченного корнеплода варят в одном стакане воды. Принимают по четверти стакана 4 раза в день или по стакану на ночь.

   При простудных заболеваниях, проявлявшихся в виде удушья и кашля, когда «грудь закладывает», «от прострела-колотья», «от колотья в боках», «если здыхания нет под ребрами», использовали отвары из листьев и бутонов мать-и-мачехи, травы горечавки холодной, княжика сибирского, полыни метельчатой, настои из ветвей багульника болотного, стеблей и цветков лабазника вязолистного.

   Хорошим средством от кашля считали рецепт «12 овощей». Для чего лук, свеклу, морковь, брюкву, капусту, редьку, рожь, ячмень, гречиху, овес, пшеницу и горох укладывали слоями в горшок и держали в печи половину суток. Пили образовавшийся рассол. При насморке нюхали табак, приготовленный в равных соотношениях из листьев шалфея лекарственного, полыни горькой, чернобыльника и корня копытеня европейского.

   При одышке пили три раза в день по две чашки чаю, приготовленного из одной части корня копытеня и шести частей травы иссопа лекарственного. В чай добавляли молоко и мед.

   Болезни ревматического характера также относили к простудным заболеваниям. Радикальным средством в борьбе с ними считали наружное и внутреннее употребление настоев травы из рода аконитов. Зная о ядовитых свойствах этих растений, соблюдали осторожность. Брали по одной веточке, настаивали на воде или водке в течение двух недель и пили по одной чайной ложке в день. Считали: если больной спит, трава в пользу.

   При болезнях мочевыводящих путей, которые называли перелоем, назначали отвар из цветущей травы белозора болотного или корня щавеля водяного.

   При желудочных расстройствах употребляли отвары из корня пиона уклоняющегося и травы полыни горькой.

   От боли и шума в голове принимали настои из цельных растений хмеля полевого и ластовня. С этой же целью несколько раз в сутки втягивали в ноздри сок травы будры плющевидной.

   При грибковых заболеваниях кожи и ногтей к больным местам прикладывали поджаренный теплый лук, порошки из травы эспарцета посевного и цветков клевера полевого, распаренную в горячей воде или молоке и смешанную со сметаной траву купены лекарственной, порезника горного и фиалки коротковолосистой и приготовленные таким же образом цветки ромашки аптечной.

   Для лечения опухолей использовали ядовитые свойства мухомора. Свежий гриб растирали в кашицу и прикладывали к больному месту. Соком гриба натирали руки от ломоты. Порошком из сушеного гриба обсыпали порезы, которые, по уверению испытавших, заживали быстро.

   При опухолях и нарывах на деснах полоскали рот отваром из дубовой коры.

   При заболеваниях щитовидной железы (зобе) назначали припарки из травы звездчатки средней (мокрицы) и ковыля перистого с плодами.

   Радикальным средством в борьбе с глистами считали отвар из корня молочая болотного. При этом добавляли: «Изгон есть опаснейшее средство для крепкого крестьянского желудка».

   Потливость ног устраняли травой вероники длиннолистной, которую подкладывали в обувь вместо стельки.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21496



« Ответ #26 : Декабрь 04, 2017, 07:19:57 »

  Угристую кожу протирали соком ягод калины.

   Потерю обоняния восстанавливали, втягивая в нос сок из листьев свеклы, смешанный с небольшим количеством меда.

   Естественное сочувствие вызывали всевозможные срывы и стрессы, происходившие «от чрезвычайного напряжения мысли», «от потери любимого предмета», «неисполнения желаний», «накатывания тоски», «мнительности» и т.д. В таких случаях советовали применять настои трав бузульника голого и вероники длиннолистной, умываться настоем травы и корня пижмы обыкновенной, прикладывать ниже затылка стертую в виде мази свежую траву лютика едкого, тертые хрен, редьку, горчицу, смешанные с кислым квасом и чесноком.

   Наконец, особую группу заболеваний составляли «озевища», или «уроки» (сглаз, оговор, порча), которые сопровождались лихорадочными, обморочными и истерическими состояниями.

   При относительно легких проявлениях порчи знахарки рекомендовали применять настои из цельных растений дремлика широколистного, цветущей травы наперстянки крупноцветковой, плодов калужницы болотной, а также сложным образом приготовленные (варенные в сусле и заквашенные) стебли горечавки крупнолистной.

   В более сложных случаях больных привязывали к чему-либо в бане и окуривали порошком из травы смолевки ползучей или удерживали в недавно истопленной и закрытой печи до тех пор, пока, по представлению знахарей, вместе с криками и стонами больных не покинет нечистая сила.

   Многовековой опыт народных целителей предписывал особый порядок сбора и применения лекарственных трав.

   Весенние травы, например ветреницу алтайскую и прострел луговой, старались собрать до прилета кукушки, с тем чтобы она их «не успела окуковать».

   Летние травы собирали после Иванова дня (24 июня), когда многие из них начинали цвести. По народному поверью, лекарственные растения получали свои целебные силы после окропления Ивановой росой. В известной степени это согласуется с научными данными, согласно которым максимальное накопление действующих веществ в наземных органах растений происходит в период бутонизации и цветения.

   Имели значение и внешние атрибуты сбора.

   Копытень европейский собирали только тот, у которого цветы и плоды смотрели на восточную сторону.

   Корни аконитов брали не гладкие, а иссеченные, или истолченные (гладкие более ядовиты).

   Травы то нечистых болезней (сглазы, порчи) собирали под полом бани, в глазницах черепов животных и в других «нечистых местах».

   При сборе некоторых трав следили за тем, чтобы на них не падала тень собирающего.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21496



« Ответ #27 : Декабрь 04, 2017, 07:21:39 »

  Народные целители понимали, что правильно собрать и высушить растения, приготовить из них лекарство и дать больному еще не значило победить болезнь.

   По народному поверью, на каждый из «77 недугов», которому мог подвергнуться человек, существовало одно-единственное растение, способное привести к излечению. Болезней же было много, и, следовательно, для их лечения требовалось не одно, а несколько растений, причем в неповторимой для каждого человека комбинации. Поэтому при лечении какой-нибудь сомнительной болезни народные целители старались соединить возможно большее количество трав, надеясь на то, что какая-нибудь из них окажется нужной.

   Так появились лекарственные сборы, принцип комплектования которых сводился к тому, какую траву положить больше, а какую меньше. Например, прием не сильнодействующих трав увеличивали до таких доз, пока больного не начинало тошнить. Это означало, что «душа познала меру и большего, что ей нужно, не примет».

   В ритуал лечения входили наговоры и нашептывания. Пример такого наговора приводит Порфирий Крылов (1876).

   «…Во имя Отца и Сына и Святого духа встану я, раба Божия благословясь, пойду перекрестясь из дверей в двери, из ворот в ворота в чистое поле. Погляжу я в восточную сторону, увижу я матушку вечернюю зарю и утреннюю, поклонюсь на все четыре стороны и скажу: «Матушка вечерняя и утренняя заря, как ты рано потухаешь, так бы у раба Божия (имя больного) болезнь в горле потухла и никакой бы скорби, ни щипоты, ни ломоты, ни сухоты, ни злой худобы, ни черной немочи раб Божий (имя) не знал. Будьте мои слова крепки и лепки, в договоре впереди, в недоговоре позади. Ключ в море, язык в роте…»

   В силу наговоров верили и больные, и многие лекари. Психотерапевтический эффект их был достаточно высок и в сочетании с применением лекарственных трав обеспечивал максимально возможный результат излечения.

   Можно привести достаточное количество примеров, когда лекарственные свойства растений, издавно известные в народной медицине, закрепляются за ними в виде названий на видовом или родовом уровнях. Около 20 растений носят официальное название вида лекарственный, или аптечный, в том числе алтей, валериана, ноготки (календула), ромашка, шалфей…

   К обобщающей группе названий можно отнести сороканедужные травы, девясилы и дивосилы, семисильники, одолень-травы.

   Сороканедужными травами в Вятской и Нижегородской губерниях называли будру прющевидную и фиалку трехцветную, в Саратовской – репешок обыкновенный и мыльняку лекарственную, в Московской – грушанку круглолистную. Лекарственные свойства этих растений использовали при лечении ревматических, воспалительных и простудных заболеваний.

   В названиях «девясил», «дивосил», «девятисил» образно отразилась легенда о растении, «дающим 9 сил и исцеляющим от ран». Официально это название было закреплено за девясилом высоким, который в народной медицине применяли при лихорадке, ломоте и как ранозаживляющее средство. Вместе с тем в Курской губернии девясилом называли буквицу обыкновенную (применяли от кашля и болезни груди) и ломонос прямой (при лихорадке и головной боли), на Волыни – расторопшу пятнистую (против желтухи); в Перми – колючелистник обыкновенный (при беспокойном сне и в ветеринарии). По смыслу названия и лечебному эффекту к ним приближались семисильники – золототысячник и шлемник обыкновенный.

   Многообещающим названием «одолень-трава» были наделены кубышка желтая, кувшинка белая, ветреница лесная, щавель водяной остролодочник и некоторые виды папоротников. Этим растениям приписывали свойства «одолевать всякую внутреннюю скуку и силу нечистую в человеке» и применяли от бессонницы, лихорадки, расслабления, головной боли.

   Что касается папоротников, то, по одному из народных поверий, «просидев около него под скатертью Иванову ночь, можно было узнать целительные свойства каждой из трав».

   Некоторые народные названия предупреждали о ядовитых или наркотических свойствах растений и были официально закреплены за болиголовом пятнистым, дурманом обыкновенным, дурнишником. В других случаях на их ядовитые свойства указывали такие малопривлекательные названия, как бешеница, вонючая трава, волчье молоко (вех ядовитый), вонючка, блекота (ангелика архангельская), гадючья трава (паслен сладко-горький).

   Наркотические и обезболивающие свойства этих растений использовали в лечебных и иных целях. При хронических ревматизмах растирали суставы отваром травы борца белоустого и паслена; при отдышке курили высушенные листья дурмана. А вот спиртовую настойку из ягод голубики, которую на Украине называли пьяницей, или пьяникой, пили, когда «шли на ведьмедя або на кабана».

   Опыт народного целительства травами на Руси снова возвращается к нам в наше время. И убеждает нас, современных медиков, в своей ценности и пользе.

   Издревле на Руси известен секрет бобровой струи.
Мускус бобра применялся в лечении и врачевании.
Настойкой бобровой струи лечилось множество заболеваний и недугов. Рецепт настойки знали знахари и бережно хранили его, передавая из поколения в поколение по мужской линии.
Бобровая струя ценилась дороже золота.
Рецепт настойки бобровой струи сохранился и дошел до наших дней.
И у Вас есть уникальная возможность попробовать это уникальное народное средство.

    https://biolight.name/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21496



« Ответ #28 : Декабрь 04, 2017, 07:24:01 »

                                                                                      Лечение травами на Руси.

   Русь всегда была богата целебными травами, и поэтому траволечение на Руси было широко распространено. В России использовали полынь при лихорадке, берёзовый сок для лечения гнойных ран, дёготь как дезинфицирующее средство, бруснику, морошку, рябину при цинге и т.д.

Многие обычаи и пословицы русского народа пропагандируют гигиенические меры: «Живи разумом — и лекарство не надобно», «От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живёт» и т.п. Запреты, облечённые на Руси в форму «греха», а у многих народов в форму «табу», зачастую выражают гигиенические требования. Так, обычай есть яблоки лишь после «освящения» их в праздник Спаса по существу предостерегает от употребления в пищу недозрелых плодов; представление о «сглазе» новорождённого способствовало профилактике переохлаждения или заражения ребёнка при рассматривании его посторонними. Русские обычаи и поговорки, собраны В. И. Далем в сборнике «Пословицы русского народа», где выделены в отдельный раздел «Здоровье и хворь».

  Накопленные за века знания целительства позволили Руси прослыть докой в лечении травами, и заимствовать этот опыт стремились многие иноземные лекари. Уже в IX в из новгородских пределов вывозилась за границу лиственничная губка (противотуберкулезное средство). Отвар коры ясеня, издавна использовавшийся за границей как противомалярийное средство, первоначально получил признание у русского народа. Об отваре побегов багульника, как о мощном противокашлевом средстве, за границей узнали также от новгородцев. Новгородским лекарям ранее всех в Европе стало известно употребление в пищу сырой печени трески при куриной слепоте. Ими же применялись панты (молодые рога оленей), чеснок, лук, редька, хрен, подорожник. Настой листьев подорожника широко использовался при гнойных язвах наружно, а чеснок — при кишечных болезнях внутрь и в виде чесночной воды для обмывания всего тела при эпидемиях (чума, дизентерия и др.).

В российских аптеках XIX в. изготавливались самые разнообразные лекарственные формы: порошки, растворы, мази, пилюли, линименты, пластыри, настои, отвары и т.д. Широкое распространение имели лекарства, которые в настоящее время позабыты. Среди них питательные (врачебные) супы, которые готовили из устриц или черепах в бульоне из птичьего мяса. Находили применение студни оленьего рога и сухой белок. В мазях для лечения экзем использовали очищенное свиное сало и яичное масло, которое получали путем нагревания на сковороде сваренных желтков и последующего их прессования. Сухой перегонкой оленьего рога получали соответствующее масло, также применявшееся в дерматологической практике. Целый ряд препаратов готовили из молока – это сухое молоко, сладкая молочная сыворотка, кислая молочная сыворотка, молочный сахар и другие.

В старых русских аптеках получали фосфор из фосфорной кислоты, ароматные воды, растительные эмульсии, растительные соки, экстракты. В качестве тонизирующих напитков в аптеках готовили врачебный кофе из поджаренных зерен кофе, а также из семян и кореньев других растений; врачебные вина и врачебное пиво. Но главными составляющими лекарственных форм на Руси издревле были травы, которые в нашей полосе набирали столь чудесную целебную силу, что в мире они признавались едва ли не волшебными.

Для современного человека лечение травами по советам старых лекарей (и знахарей, и врачей) стало крайне актуальным. Наша задача сегодня – не потерять, не забыть тот бесценный опыт, накопленный в области народного целительства на Руси с древних времен. Эти рецепты способны победить немало болезней, являющихся неизменными спутниками современного общества.

      http://www.ecology.md/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21496



« Ответ #29 : Декабрь 04, 2017, 07:25:05 »

                                                                       Лекарственные растения на Руси.

          На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению характер сверхъестественный. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т. е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных лекарственных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др.

С введением христианства характер траволечения несколько изменяется. Христианская религия вносит новые элементы — молитву и Пост. Медициной начинают заниматься духовные лица. Древнейшим памятником русской медицинской литературы являются статья в «Изборнике Святослава», в которой содержатся медико-гигиенические сведения. «Изборник» был переведен в X в. с греческого подлинника для болгарского царя Симеона, а в 1073 г. переписан на Руси для черниговского князя Святослава Ярославича. В этой своеобразной энциклопедии помимо других сведений дается ряд медико-гигиенических советов, описываются наиболее распространенные средства из растений. В ней упоминаются «полынное зелие», употребляемое при лихорадках, белена, болиголов, о котором сказано: «никтоже ум имый, не зобле» (не ест).

В «Физиологе» и «Шестодневе» Иоанна, экзарха Болгарского, переведенных на русский язык в конце XI в., наряду с богословскими сведениями дается краткое изложение анатомии человека в том виде, в каком она представлялась древним грекам, дается описание лечебного действия аконита, болиголова, белены.

В летописях упоминаются «лечцы» из среды монахов, пользовавшиеся средствами народной медицины, — Демьян Целебник и Агапит — «врач безмездный», лечивший в Киеве в XII в. Агапит излечил киевского князя Владимира и отлично знал, «каким зельем лечится какой недуг». В XI в. в Киевской Руси при крупных монастырях создаются «шпитали». В летописях упоминаются Ефрем Переяславский, открывший в XII в. лечебницу в Переяславле, Григорий Премудрый, Ипат Целебник и др. Все эти врачеватели лечили травами и лекарствами собственного изготовления. Слава о их лечении долго сохранялась в народной памяти. Они успешно конкурировали с врачами-иностранцами при Киевском дворе — выходцами из Византии, Грузии, Сирии, Армении.

Как отражение этого процесса получил распространение культ христианского святого Пантелеймона-целителя, получившего на Руси имя Пантелея и имевшего свой исторический прототип. По преданию, святой Пантелеймон (III в. н. э.) родился в г. Никодимии (на территории нынешней Молдовы) в семье богатого римлянина. Мать, ревностная христианка, пыталась внушить сыну христианские принципы, но рано умерла. Отец, не разделявший взглядов жены, дал сыну классическое образование, а затем отдал его обучаться врачебному искусству к знаменитому придворному врачу Евфросину, где юноша вскоре достиг больших успехов. Быть бы ему придворным врачом, но в это время он попадает под влияние христиан, которые обращают его в свою веру. Дальнейшая его деятельность протекаем на родине в Никомидии. Как знающий и бескорыстный врач он быстро завоевал популярность, чем возбудил зависть у своих коллег. На него донесли императору Максимилиану, который жестоко преследовал христиан. Пантелеймон был подвергнут мучениям и казнен. Ему и его помощи как святого приписывают ряд чудесных исцелений. В народном представлении — это добрый и мудрый собиратель трав, помощник всех страдающих телесными либо душевными болезнями. 
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21496



« Ответ #30 : Декабрь 04, 2017, 07:25:33 »

  Во времена правления Владимира Мономаха распространению лекарственных растений в Древней Руси способствовал приглашенный в Киев греческий врач Иоанн Смер (1053—1125). Об уровне древнерусской медицины можно судить по медицинскому сочинению «Аллима» (в русском переводе — «Мази»), написанному около 1130 г. внучкой Владимира Мономаха — Евпраксией Мстиславовной, выданной замуж за Византийского императора Алексея Комнина и получившей при коронации имя Зоя. По-видимому, еще с детства она интересовалась народной медициной, изучила ее и успешно занималась лечением, за что и получила в народе имя Добродеи.

Трактат «Мази» состоит из пяти частей, включающих 29 глав. Первые три части содержат гигиенические советы и указания, а две последние — описание некоторых болезней и средств их лечения. В пяти главах четвертой части приведены рецепты для лечения различных наружных болезней: «О болезнях рта», «На паршивость головы». В частности, в качестве ранозаживляющего рекомендуется печеный лук. В пятой части две главы: «О болезнях желудка», «О болезнях сердца».

В трактате не только систематизированы разрозненные медицинские сведения того времени, в значительной степени это оригинальное сочинение. Заслуга автора в том, что в отличие от других средневековых медицинских сочинений сюда не включены существовавшие тогда нелепые средства лечения. Название «Мази» здесь использовано в значении «лекарственные средства».

Медицинские произведения XII—XV вв. до нас не дошли, хотя, по-видимому, они были. Самым ранним медицинским сочинением периода объединения Руси считается статья в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря «Галиново на Иппократа», которая представляет собой сокращенный перевод сочинения Галена «О природе человека». К XV в. относится «Лечебник Строгановых лекарств». В 1588 г. по приказу царя Федора Иоанновича был составлен «Травник тамошних и здешних зелий».

В XVI—XVIII вв. на Руси появилось множество вертоградов, лечебников и травников. Часть из них русского происхождения, а часть — переводные произведения. В то время была очень распространена вера в порчу, колдовство, чары, поэтому в книгах дается множество средств, применявшихся как с целью лечения, так и для колдовства.

Старинные лечебники не являются цельными произведениями. Обычно переписчики включали в одну тетрадь разные попадавшиеся им трактаты, и каждый из них вносил туда что-нибудь свое. Они добавляли, сокращали лечебники, поэтому их следует считать сборниками. Сборник под названием «Прохладный вертоград», переведенный на русский язык в 1672 г. подъячим Андреем Микифоровым, был самым распространенным на Руси в XVII—XVIII вв. Слово «вертоград» обозначает «сад», здесь — сад лекарственных трав. Этот лечебник — перевод популярной в XV—XVI вв. в Западной Европе медицинской книги с обширными дополнениями, включенными русскими переписчиками.

В первом разделе лечебника даны сведения о лекарственных средствах различного происхождения: «о хлебе ржаном», «о птицах всяких, к лекарству угодных», «о пчеле», «о заморских и русских зельях», «о водах из трав перепущенных» и др. Второй отдел вертограда составлен из вопросов и ответов, где доказывается, что лечение болезней — богоугодное дело. В десятом разделе даются наставления по фельдшерскому и аптекарскому искусству. В конце лечебника выписывались иногда не только отдельные рецепты, но и целые статьи и медицинские трактаты.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21496



« Ответ #31 : Декабрь 04, 2017, 07:26:16 »

  Кроме переводных лечебников известно большое количество русских народных травников. В них различным травам нередко приписывается чудодейственная сила.

Издавна в Москве в зелейных лавках продавалось все необходимое для лечения различных болезней. Не только всякую траву, коренья, масла, мази можно было приобрести, но и драгоценные камни, сушеных жаб, кротов, лосиные рога, копыта, змеиный яд и др. Зелейные ряды были живым источником медицинских знаний для народа, так как здесь можно было получить совет по лечению любого заболевания.

В XVI в. после свержения татарского ига Россия возобновляет контакты с Западной Европой. На царскую службу приглашаются иноземные ученые, архитекторы, врачи. Открываются первые аптеки, учреждается Аптекарский приказ, создаются аптекарские огороды для выращивания лекарственных трав. Организуется заготовка дикорастущих трав не только в центре России, но и в Сибири. Сформировалась и особая система сбора и заготовки лечебных трав. Учрежденный в середине XVII в. Аптекарский приказ подбирал травников — «помяс», инструктировал их, что и где собирать и как доставлять в Москву. Известен нижегородский помяс Омелька Мухановский, который в 1663 г. был назначен в Аптекарском приказе лекарем и травником. Перевели его на жительство в Москву, а в Нижний Новгород он ездил на сбор трав и кореньев.

Аптекарский приказ не только обязывал воевод вызывать «знатцев» трав, но и содержать их на службе. Набирали русских людей и для обучения аптекарскому делу. Отдельные заготовители направлялись для закупок сырья в отдаленные области или даже за границу. Согласно указу от 13 июня 1663 г. лекарь Андрюшка Федотов выехал в Архангельск для закупок привозимых туда «хины и дерева сасафрасу и коры святого дерева». Ф. Я. Милославскому дано поручение купить 20 пудов хинной коры в Персии.

Параллельно существовала «ягодная повинность». В Воронеже и Саратове собирали «солодковое коренье вешне и осенне», из Ярославского уезда привозили ягоды можжевельника, из Коломны — чемерицу, из Казани — почечуйную траву. «Кошкину траву» — валериану — копали в Рязани, везли травы и из Сибири.

Контроль за ягодной повинностью осуществлял Аптекарский приказ, за невыполнение повинности полагался денежный оброк или даже тюремное заключение. Значительное количество сырья получали с аптекарских огородов, созданных по распоряжению Ивана Грозного на территории Кремля между Боровицкими и Троицкими воротами и слободой стрелецкого полка. Позднее были созданы аптекарские огороды в других местах. Особенной известностью при Алексее Михайловиче пользовался царев огород в селе Измайловском.

    http://www.opland.ru/
Записан
Страниц: 1 [2]
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC
При использовании любых материалов сайта активная ссылка на www.psygizn.org обязательна.
Модификация форума выполнена CMSart Studio

Sitemap