Январь 20, 2018, 02:30:41
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Страниц: [1]
  Отправить эту тему  |  Печать  
Автор Тема: Обережное убаюкивание ребенка.  (Прочитано 569 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 22017



« : Июнь 29, 2014, 10:54:56 »

 Обережное убаюкивание наших чад

 В наши дни мало кто знает и поет колыбельные песни своим крохам. Да и те, что звучат не содержат духовного начала, не включают в себя родовые знания. А ведь колыбельная песня это оберег детской души, звено в передаче традиционного мироощущения.

Удивительно поэтично описывается природа в народных колыбельных. Даже если зарисовка бесхитростна («солнце село, скрылось прочь, день угас, настала ночь»), то уточнение места, где это происходит – «во лазоревом краю» – создает лирический образ. А лазоревый край – это, между прочим, не что иное, как райское место, Ирий (Вырий).

 Зачастую в сюжеты баюкающих песенок закладывались идеи защиты детской души, в них зашифровывался обережный смысл. Так, например, в следующих строчках, на первый взгляд, ведущей темой является ничем не нарушаемый покой и гармония мира:
 Тишина в лугах, в лесах,
 Звезды ходят в небесах,
 И дудит им во рожок
 Тихий месяц-пастушок.
 Он дудит, дудит, играет,
 Складно песню напевает,
 Да негромкая она,
 Только звездам и слышна.

 Однако, обратившись к древней славянской традиции, можно отметить: при описании небесного мира звезды уподоблялись душам, а луна и месяц устойчиво соотносились с загробным миром. С другой стороны, в более поздние времена звезды рассматривались как окна в небесном тереме, из которых ангелы смотрят на землю: «Смотрит ангел, а сам каждое дело земное в книгу небесную записывает. А людям-то кажется, что это все звезды сверкают!».
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 22017



« Ответ #1 : Июнь 29, 2014, 10:55:36 »

 Поэтому и звучит в следующих куплетах тема предпочтительности домашней, семейной песенки вместо мелодии месяца-пастушка для засыпающего ребенка, которому рано отправляться в ангельский мир:
 Только звездам, только ночке
 В синей сини над селом…
 А для нашего сыночка
 Сами песню мы споем.
 Мы сыночка покачаем
 Под припевочку свою:
 В ней начало: «Баю-баю!»
 А конец: «Баю-баю!».

 Иногда картины природы соединяют в себе панораму и фрагмент, как общее и часть его, единство большого и малого, далекого и близкого. Например:
 Ветер горы облетает, баю-бай,
 Над горами солнце тает, баю-бай».
 Листья шепчутся устало, баю-бай,
 Гулко яблоко упало, баю-бай,
 Подломился стебель мяты, баю-бай,
 Желтым яблоком примятый, баю-бай.
 Месяц солнце провожает, баю бай,
 По цветам один гуляет, баю-бай.

 Кажется, что в этом сюжете отдаленные пейзажи обрамляют, окутывая собой, сиюминутную сценку с падением яблока. Но насколько она мимолетна? Обратимся к символике образов этой колыбельной. Ветер в представлениях славян был существом одушевленным и могущественным, домом его считались недоступные места, например, высокие горы, и в ряде случаев он связывался с местонахождением душ. По одному из поверий, с ветром летают души грешников, а сильные продолжительные порывы могут знаменовать чью-то смерть. В нашей песенке ветер облетает собственную обитель, следовательно, не несет в себе угрозы жизни.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 22017



« Ответ #2 : Июнь 29, 2014, 10:56:11 »

 Солнце олицетворяло собой источник жизни, тепла и света. Лист выступал символом Древа жизни, а в многозначной символике яблока переклик смыслов с мятой-травой встречается лишь в ритуалах, связанных с культом мертвых, точнее, в обрядах поминовения предков, особенно, если речь идет о желтом яблоке, ибо желтый цвет издревле был у славян знаком смерти, и даже пасхальные яйца, предназначенные для поминок, окрашивали именно в него. О месяце уже говорилось, а цветы – символ земной жизни.

 Соединив все значения, можем заключить: речь идет о том, что в ночную пору, когда персонажи небесного и земного мира тают и отдыхают, устав за день, для защиты души ребенка призываются ушедшие в мир иной предки. Иными словами, в зарисовке природы также присутствует обережный подтекст.

 Нередко отдыхающая природа описывается при помощи перечисления уснувших персонажей и мест их ночлега:
 Вот и люди спят,
 Вот и звери спят.
 Белочки на ёлочках,
 Медвежатки в норочках.
 Птички спят на веточках,
 Лисоньки на горочках.
 Заиньки на травушке,
 Утки на муравушке.

 Или:
 На лужайке спит трава,
 На деревьях спит листва,
 Спит осока у реки,
 Спят сомы и окуньки.
 А также:
 Птенчики по гнёздышкам,
 Деточки по люлечкам.
 Они спят, они спят,
 Всему миру спать велят…

 И это не простое перечисление зверей, птиц, рыб и растений «в привязке к конкретной местности». Здесь на самом деле доступным для ребенка образом сформулирована идея единства всех царств природы, присущая славянской традиции; мысль о том, что синхронность поведения с их обитателями – основа гармоничного сосуществования и поддержания цельности мира.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 22017



« Ответ #3 : Июнь 29, 2014, 10:57:01 »

 С другой стороны, в колыбельных изображаются позитивно окрашенные картины будущего дня, в котором пробудившаяся природа добросердечно одарит:
 Скоро ноченька пройдет,
 Красно солнышко взойдет.
 Свежи росушки падут,
 В поле цветушки взрастут,
 Сад весенний расцветет,
 Вольна пташка запоет.
 Люли, люшеньки, люли,
 Ты, сыночек, крепко спи.

 Нетрудно заметить, что в подобных словах передаются чувства безопасности и радости жизни. Символика использованных здесь образов включает силы небесного мира (солнце, роса, пташка) и земного (поле, цветы, сад), причем они рисуются в исключительно светлых и беспечальных тонах.

 Вот на этой оптимистической ноте можно было бы и закончить краткий обзор колыбельных о природе. Но трудно удержаться от восклицания: насколько же непростыми могут оказаться совершенно незатейливые песенки, если присмотреться к ним повнимательнее!

 Да, мудрость народная редко заявляет о себе громогласно, но в жизни присутствует, тем не менее, неизменно и вековечно, и каждый, кто захочет, может черпать сокровища из ее кладези – горстями…

  http://rodovera.ru/
Записан
Страниц: [1]
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC
При использовании любых материалов сайта активная ссылка на www.psygizn.org обязательна.
Модификация форума выполнена CMSart Studio

Sitemap