Июль 10, 2020, 01:45:14
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Страниц: [1]
  Отправить эту тему  |  Печать  
Автор Тема: Антивыгорание.  (Прочитано 39 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 24893



« : Март 08, 2020, 11:35:50 »

                                  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

  Часть 1

  В последнее время много пишут об эмоциональном выгорании, в основном применительно к управленцам и представителям «помогающих профессий» — педагогам, психологам, медикам, юристам… Мы полагаем, что выгорать человек может в совершенно разных сферах, независимо от занятости и возраста — например, ученик, родитель, пенсионер… Общие механизмы профилактики эмоционального выгорания, такие как ресурсная работа, раскрытие творческого потенциала, обучение навыкам ассертивного поведения, являются ключевыми в работе психолога.

В статье мы кратко обозначим основные особенности синдрома выгорания, подробнее остановимся на факторах выгорания и «антивыгорания», а затем рассмотрим некоторые методы профилактики выгорания с помощью психодрамы и арт-терапии.

Ключевые слова: творчество, «контейнер» ресурсов, внешние и внутренние ресурсы, выгорающая часть личности.

НАВИГАЦИЯ:

Понятие «эмоциональное выгорание», его стадии и феномены
Способы понимания феномена эмоционального выгорания и механизмы «антивыгорания»
«Потерянные крылья»: психодрама и арт-терапия в работе с синдромом эмоционального выгорания (материалы воркшопа)
Притча о двух волках
Однажды очень мудрый индеец рассказал своему внуку одну историю.

У каждого человека в душе живут два волка, которые враждуют между собой. Одного волка зовут Зло. Ему характерны такие черты характера как неудовольствие, злоба, зависть, ложь, эгоизм… Второго волка зовут Добро.Ему же характерен противоположный характер — любовь, доброта, внимание, спокойствие, верность, мир…

Слова старого индейца заставили немного подумать внука, и после небольшой паузы юный индеец спросил:

— А кто же, в конечном итоге, побеждает?

Мудрый индеец с улыбкой посмотрел в глаза своему внуку и ответил:

— Сильнее оказывается тот волк, которого мы кормим.

ПОНЯТИЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ», ЕГО СТАДИИ И ФЕНОМЕНЫ.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначается термином burnout (англ.), что в переводе и соответствует таким эквивалентам, как «выгорание», «сгорание».

В.В. Бойко считает эмоциональное выгорание механизмом психологической защиты от интенсивных и продолжительных стрессов.

Стресс — это состояние психического напряжения, которое возникает, как правило, в экстремальных и сложных условиях. Механизм стресса — это неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях (Л.А. Китаев-Смык).

Однако в одних и тех же стрессовых условиях разные люди выгорают по-разному, а некоторые не выгорают вовсе. Многие авторы пишут о том, что на психологическое состояние влияет не сам стресс как внешний фактор, а то, как мы к нему относимся, воспринимаем ли мы его как двигатель нашего развития или как разрушающий фактор.

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций (Н.Е. Водопьянова).

Согласно модели Маслач и Джексон, выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

1.Эмоциональное истощение — основная составляющая профессионального выгорания. Проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в проявлении агрессивных реакций, симптомов депрессии.

2.Деперсонализация — дегуманизация (обесценивание) межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чувствам и переживаниям других людей. Характерна утрата эмоционального компонента: потеря чувств к близким, снижение эмпатии — отзывчивости, соучастия.

3.Редукция личных достижений — уменьшение или упрощение действий, связанных с трудовой деятельностью, снижение значимости достигнутых результатов собственного труда (Н.Е.Водопьянова).

Бойко В.В., один из ведущих разработчиков проблемы эмоционального выгорания, выделяет четыре симптома, или критерия, эмоционального выгорания.

Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы — дополняют симптом «эмоционального дефицита».

Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.
Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой.

Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 24893



« Ответ #1 : Март 08, 2020, 11:40:13 »

  В литературе встречается множество классификаций стадий выгорания. Так, М. Грабе полагает, что процесс выгорания проходит следующие стадии:

1.Симптомы-предвестники выгорания: повышенная активность, утомление.

2.Снижение активности.

3.Эмоциональные реакции, поиск виноватых; депрессия или агрессия.

4.Спад.

5.Оскудение.

6.Психосоматические реакции.

7.Отчаяние.

Таблица 1. Факторы риска эмоционального выгорания

 Смотреть https://mariadolgopolova.ru/stati/psikhologicheskaya-rabota-s-sindromom-emotsionalnogo-vygoraniya.html
    
Выгорание «заразно» — могут выгорать целые семьи или коллективы. Поэтому психологическое здоровье коллектива является важным фактором, препятствующим выгоранию. Дело в том, что выгоревший партнер по взаимодействию начинает существенно меньше эмоционально вовлекаться в отношения, в работу, не поддерживает коллег, сам не просит помощи и часто находится в агрессивном или депрессивном состоянии. Поскольку выгоревший человек почти ничего не дает партнерам, то они сами начинают испытывать нехватку ресурсов, искать их в других сферах или у других людей.

Факторы, приводящие к выгоранию, с точки зрения социальных психологов, являются как внутренними, личностными, так и внешними, связанными со сферой деятельности человека. Так, руководитель организации может очень многое сделать для нивелирования факторов выгорания сотрудников, но и сами сотрудники обязаны работать над своим внутренним миром.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 24893



« Ответ #2 : Март 08, 2020, 11:41:47 »

  ВЫГОРАНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ БАЛАНСА ЛИЧНОСТИ

Эмоциональное выгорание развивается, когда в жизни человека существует и наращивается дисбаланс между процессами «брать-давать», когда есть несоответствие:

между идеалами и возможностями;

между затраченными усилиями и успехами (благодарностью);

между затраченными и полученными ресурсами;

между положительным и отрицательным опытом и обратной связью;

Формы дисбаланса различаются и в высказываниях человека могут быть отражены так:

«Я отдаю своим клиентам гораздо больше (времени, сил, эмоций…), чем получаю от них (благодарности, результатов, любви, денег…)». Это пример дисбаланса между затраченными усилиями и полученными ресурсами.

«Я хочу заниматься на своей работе (тренингами, консультированием, написанием статей…), а надо (писать отчеты, сидеть на совещаниях, оформлять документацию…).» Нарушен баланс между нашими личностно-профессиональными потребностями («хочу») и обязанностями («надо»).

«Мне так много приходится работать, что на отдых совсем не остается времени.» Нарушен баланс между потребностью в отдыхе и потребностью в продуктивной, рабочей активности.

«Во время рабочего дня я постоянно на людях — мечтаю побыть в одиночестве и тишине, но на это нет времени» — нарушен баланс между потребностью в общении и потребностью в уединении.

ВЫГОРАНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕДОСТАТОЧНОГО КОНТАКТА И ЗАБОТЫ О «ВНУТРЕННЕМ РЕБЕНКЕ»

Одним из внутриличностных факторов выгорания является качество контакта человека со своим «внутренним ребенком». Психотерапия часто ставит своей целью налаживание этого контакта.

Выгорание прогрессирует, когда «король в голове», внутренний взрослый, не обеспечивает безопасность внутреннего ребенка, не удовлетворяет его потребности, не соблюдает его интересы.

Внутренний ребенок — это наши потребности, желания, эмоции, творческая самореализация, спонтанность, и если мы невнимательно относимся к этой части своей психической жизни, то рано или поздно внутренний ребенок оказывается фрустрирован. Он ввергает нас в деструктивные эмоции (обиду, тоску, отчаяние, агрессию), вызывает сбои в деятельности (забывания, опоздания, отсутствие творчества), парализует деятельность, вызывает психосоматику, хаотичность или механистичность в выполнении задач. Один из феноменов эмоционального выгорания — деперсонализация, то есть исчезновение эмоций и «человечного» отношения к коллегам и клиентам, бывает спровоцирован именно невниманием к потребностям внутреннего ребенка.

«Здоровый» внутренний ребенок обеспечивает нас ресурсами, а именно силами, здоровьем, контактом с телом, позитивными эмоциями, интересом к деятельности и творческими возможностями. Верно и обратное: восстановление контакта с внутренним ребенком, обиженным и раненым, можно начинать именно с творчества, контакта со своим телом, «выращивания» позитивного мышления.

Можно сказать, что склонная к выгоранию часть личности — это одна из частей внутреннего ребенка, раненая, недополучающая ресурсы, мстящая, саботирующая.

Воркшоп в рамках VIII Московской Психодраматической Конференции, проведенный автором статьи, был посвящен творческой работе с выгорающей частью личности. Работа строилась на трех китах: знакомство с потребностями и особенностями выгорающей части, создание «поля ресурсов личности» для ее насыщения и ее интеграция внутрь ресурсного поля. Сценарий воркшопа представлен в конце статьи.

«КОНТЕЙНЕР ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ»

Важным термином в психологии эмоционального выгорания являются понятия «ресурс» и «контейнер ресурсов».

Выгорание как следствие профессиональных или иных стрессов возникает тогда, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены. Иными словами, ресурсов недостаточно, и способов быстрого восстановления либо нет, либо человек ими не владеет.

В самом широком смысле ресурсы можно разделить на внешние, зачастую не зависящие напрямую от самого человека, и внутренние, или личностные. К внешним ресурсам относят время, деньги, признание и уважение других людей, особенности организационной культуры, стиля руководства, общения и проч.

Если человек в своей жизни привык опираться больше на внешние ресурсы, связанные с другими людьми или внешними обстоятельствами, а не на внутренние, то его шансы выгореть гораздо сильнее.

Ресурсы личности (внутренние ресурсы) — умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни (Н.Е. Водопьянова).

Можно сказать, что у каждого человека есть своеобразный «контейнер» внутренних ресурсов. Психологические тренинги и семинары большей частью направлены на активизацию и увеличение «контейнера» личностных ресурсов человека.

Большое количество разнообразных ресурсов и доступ к ним снижают риск эмоционального выгорания.

Важным является способность проводить ревизию внутренних ресурсов и их накапливать, а также наращивать их количество.

Психодрама как метод объективации внутреннего мира как нельзя лучше подходит для построения «карты внутренних ресурсов» человека, поиска помощников, сокровищ, интеграции этих ресурсов.

Еще одним способом работы над накоплением и наращиванием внутриличностных ресурсов является ролевой тренинг важных для профилактики выгорания качеств и навыков: тренинг ассертивного поведения и копинга, уверенности в себе, позитивного мышления и проч. (Разумова Е.Ю.)
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 24893



« Ответ #3 : Март 08, 2020, 11:43:06 »

  МЕХАНИЗМЫ «АНТИВЫГОРАНИЯ»
Итак, мы выяснили, что человеку важно работать над накапливанием и развитием (наращиванием) внутренних ресурсов. Какие же навыки, особенности поведения и мышления человек может развивать в себе, чтобы предотвращать выгорание? Рассмотрим каждый из них с примерами упражнений из арт-терапии и психодрамы.

К основным факторам, препятствующим развитию выгорания, и имеющим отношение к внутриличностным, а не внешним, ресурсам, разные авторы относят:

активность;

копинг (совпадающие стратегии поведения), в том числе умение ассертивно отстаивать свои границы;

юмор;

оптимизм;

позитивное мышление;

осознанность (стремление рефлексировать происходящие с человеком события, собственное поведение и стиль мышления);

творчество;

гибкость мышления и поведения;

любовь к себе, адекватно высокая самооценка.
____________________

Автор статьи несколько лет ведет курс повышения квалификации для психологов школ, детских садов и центров «Профилактика эмоционального выгорания педагогов и родителей с помощью творческих методов развития личности». Смысл курса — не только в раскрытии понятия «эмоциональное выгорание», его стадий, методов диагностики и т.п. в рамках образовательного учреждения. Вторя, и, на наш взгляд, главная цель курса по выгоранию для психологов — в организации творческой, насыщенной позитивным мышлением и ресурсной работой среды для развития и самораскрытия самих психологов. Ведь часто психолог, работающий в школе или в саду, оказывается в одиночестве, втиснут в жесткие рамки требований администрации, большого количества клиентов и сильного сопротивления выгорающих педагогов.

На курсе психологи проживают методы профилактики выгорания, осознают, в чем именно состоит их выгорание, в чем заключается дисбаланс между «хочу — могу», «брать — давать», «усилия — отклик от клиентов». А затем, с помощью творческих методов (арт-, психодрама, танцедвигательные методы) идет наращивание внутреннего «контейнера» ресурсов. Параллельно идет работа над развитием позитивного мышления (как когнитивной составляющей синдрома выгорания) и ассертивного поведения (как поведенческой составляющей).

Информация о курсе и эмоциональном выгорании представлена на авторском сайте - http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=612

Рассмотрим важнейшие компоненты антивыгорания — позитивное мышление, копинг (ассертивное поведение) и творчество, и приведем примеры упражнений, которые мы используем на курсе и в терапевтических группах. В конце статьи представим сценарий воркшопа по выгоранию, направленного на работу с выгорающей частью личности.

Позитивное мышление как механизм «антивыгорания»

Позитивное мышление — форма психического отражения объективной реальности, сфокусированная на положительном мироощущении и положительной когнитивной оценке любых жизненных событий. Это способность видеть положительное или полезное для себя в любой жизненной ситуации.

Позитивное мышление является сильнейшим «антидотом» для выгорания. Его навыки можно отрабатывать на психологических тренингах.

Одним из компонентов тренировки позитивного мышления являются аффирмации (утверждения, сформулированные от первого лица, без частицы «не», в настоящем времени), направленные на создание оптимистичной картины мира у человека. Пример: «Я легко встаю утром и весь день полна энергии и радости».
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 24893



« Ответ #4 : Март 08, 2020, 11:44:39 »

  Упражнение:

Участникам в микрогруппах предлагается выбрать одно качество личности, над развитием которого хотелось бы поработать. В режиме мозгового штурма участники придумывают а) около 10 позитивных утверждений, в настоящем времени, через местоимение «я», без частицы «не»; б) 10-15 действий, которые человек может предпринимать, чтобы развивать это качество (они также формулируются через местоимение «я» в настоящем времени и похожи на аффирмации), в) 1-2 упражнения на развитие этого качества. На общий круг участники зачитывают позитивные утверждения (группа повторяет хором), действия, а также проводят друг на друге придуманные упражнения.

В другом варианте участники разыгрывают сценки, отражающие действия человека по развитию выбранного качества. Группа угадывает качество и действия, направленные на его развитие.

Другим компонентом развития позитивного мышления является работа с собственными ложными иррациональными убеждениями: «это мое призвание», «кто же это сделает, кроме меня?», «только я могу с этим справиться», «я должна это сделать, так как любой бы сделал это на моем месте», «это единственный способ заслужить признание и любовь», «я окажусь нищим, если уйду с этой работы», «если я уйду от этого мужчины, я точно останусь одна», «я должен это выдержать, чтобы заслужить доверие и уважение»… Такие жесткие формулы долженствования препятствуют творческому развитию человека и обретению большей гибкости и спонтанности, и требуют рефлексивной проработки.

Упражнение:

Участники работают индивидуально, затем в парах, затем на общем круге. Индивидуально каждый участник выбирает сложную для него ситуацию и придумывает несколько фраз, которые часто воспроизводит во внутреннем диалоге и которые можно назвать иррациональными убеждениями.

Основные иррациональные идеи:

Для взрослого человек совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

Есть поступки порочные, скверные, и повинных следует строго наказывать.

Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

Все беды навязаны нам извне — обстоятельствами.

Легче избегать трудностей, чем их преодолевать.

Каждый нуждается в чем-то (ком-то) более сильном и значительном, чем он сам.

Нужно во всех отношениях быть компетентным, адекватным, разумным и успешным (нужно все знать, понимать и во всем добиваться успеха).

То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.

Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.

Мы не властны над своими эмоциями, не можем не испытывать их.

Признаки иррациональных убеждений:

нереалистичность, абсолютизация идеи;

крайности (хорошо-плохо, либо-либо);

обобщения («так делают все…») или ошибочные предположения;

их сопровождают сильные неприятные переживания;

слова «должен», «обязан»;

пессимистичны, предполагают неудачный исход дела («я не смогу этого сделать»);

отсутствует ориентация на цель («несправедливо, что меня не ценят…»);

обобщающие слова — все, всегда, никогда, обязательно и проч.;

преувеличения фактов, влияния других;

нет ориентации на свои внешние или внутренние ресурсы;

подтекст — безнадежность, обвинение других, ощущение собственной «непризнанности».

  Упражнение:

В парах участники зачитывают иррациональные убеждения и переформулируют их так, чтобы они были рациональными, позитивно окрашенными. Затем пара в форме скульптуры или пантомимы зашифровывает полученные позитивные утверждения. На общем кругу пары показывают пантомиму, зрители угадывают, какие позитивные утверждения были заложены в их основу.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 24893



« Ответ #5 : Март 08, 2020, 11:46:44 »

  Часть 3

  КОПИНГ И АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ «АНТИВЫГОРАНИЯ»
Копинг (от англ, соре - справляться, преодолевать) - образ мышления и поведение, способствующее преодолению стресса.

Включает в себя:

когнитивное преодоление - позитивное мышление относительно причин стресса и способов его преодоления;

эмоциональное преодоление - осознание и принятие своих чувств, потребностей. желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств и удовлетворения потребностей;

поведенческое преодоление - перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности;

социально-психологическое преодоление - изменение направленности личности, коррекция жизненных ценностей или их приоритетов,
 расширение пространства социальных ролей, позиций и межличностных отношений (Куликов Л.В.).

Копинг как конструктивная антистрессовая стратегия поведения и образ мышления противопоставляется защитному поведению и мышлению, приводящему и углубляющему стресс и выгорание. Копинг - всегда личностная активность, защиты бессознательное, пассивное, неосознанное поведение.

Одним из компонентов копингового поведения является позитивно окрашенное уверенное (ассертивное) поведение, которое позволяет без агрессии и нарушения границ собеседника отстаивать свои границы

Упражнение

На разогревочном этапе участники двигаются по залу сначала в агрессивной позиции (обращая внимание на дыхание, напряжение в мышцах, направление взгляда, спонтанно возникающие мысли, чувства и проч.), затем в неуверенной позиции, затем - в уверенной (ассертивной) позиции. Далее участники разбиваются на пары. Один участник в паре постоянно играет роль партнера в каком-то конфликтном взаимодействии (например, мужчина, пристающий к женщине, или продавец, который отказывается принять бракованный товар). Другой участник в паре отыгрывает по очереди три вида поведения: агрессивное, неуверенное и уверенное (ассертивное). В парах проводится шеринг и обмен секретами успешной коммуникации. Секреты успеха выносятся на общий круг.

Еще одно упражнение, совмещающее возможности танцедвигательной терапии, арт-терапии и психодрамы: участники работают в тройках (один наблюдатель). Двое участников спонтанно, без слов, взаимодействуют друг с другом. При этом один играет роль выгоревшего (педагога, клиента, родителя…), другой - роль помощника (например, психолога). Невербальное взаимодействие длится 5 минут, затем участники тройки зарисовывают, как они увидели взаимодействие выгоревшего человека и помогающего. Далее идет шеринг и обсуждение в тройке, какие формы невербального поведения помогали вступать в контакт и помогать выгорающему человеку.

ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКОГО КОПИНГА В СКАЗКАХ

В мифах и сказках существует множество примеров героев, которые выгорали и затем с помощью творческих усилий и позитивного мышления, а также копингового (ассертивного) поведения сумели выбраться из трясины выгорания. «Культурные аналоги» дают нам «подсказки» - какие действия следует предпринимать, как менять свои привычки, мышление, поведение, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание (Степанов С.Ю., Сухоруков А.С.). Это и барон Мюнхаузен, вытягивавший сам себя за косичку из болота, и Мальвина, которая сменила свою деперсонализированную поучающую позицию на поиски золотого ключика, и Птичка из фильма «крылья, ноги, хвост!», которая учила Страуса летать, и Василиса премудрая с ее Волшебной куколкой…

Отдельного внимания стоит классическая сказка про излечивание выгорания творчеством - «Бременские музыканты» Б. Гримм. Герои этой сказки, Пес, Кот, Осел и Петух, - были стары и немощны, их хотели убить, но они нашли в себе силы уйти из привычной среды, объединиться и творчески обмануть разбойников, завладев их жилищем и едой. Животные сменили привычную жизнь на творческие странствия. Приведем цитату из сказки:

«У одного хозяина осел, который уж много лет кряду таскал да таскал кули на мельницу, да наконец-таки обессилел, и начал становиться к работе непригодным. Хозяин стал соображать, как бы его с корму долой сбыть; но осел вовремя заметил, что дело не к добру клонится, убежал от хозяина и направился по дороге в Бремен: там, мол, буду я городским музыкантом.

Прошел он сколько-то по дороге и наткнулся на легавую собаку… «Ну, что ты так запыхалась, Хватайка?» - спросил осел. «Ах, постарела ведь я да ослабла и к охоте негодна становлюсь, - отвечала собака, - так хозяин-то мой убить меня собирался! Ну, я и удрала из дому! Да вот только не знаю, чем мне будет теперь хлеб заработать?» - «А знаешь пи, что я придумал? - сказал осел. - Иду в Бремен и собираюсь там быть уличным музыкантом. Пойдем вместе, поступай тоже в музыканты...» Собака согласилась с удовольствием, и пошли они далее.

Немного прошли, повстречали на дороге кота; сидит хмурый такой, пасмурный. «Ну, тебе что не по нутру пришлось, Усатый?» - спросил осел. «Небось не очень развеселишься, когда до твоей шкуры добираться станут! - отвечал кот. - Из-за того, что я стар становлюсь и зубы у меня притупились и что я охотнее сижу за печкой да мурлычу, чем мышей ловлю, хозяйка-то моя вздумала меня утопить». - «Пойдем с нами в Бремен. Ведь ты ночью вон какую музыку разводишь - значит, и в уличные музыканты пригодишься».

Пришлось затем нашим трем беглецам проходить мимо одного двора, и видят они - сидит на воротах петух и орет что есть мочи. «Чего ты это орешь во всю глотку так, что за ушами трещит?» - спросил его осел. «Да вот … завтра хозяйка велела меня заколоть на суп, и мне сегодня вечером, наверно, свернут шею. Ну, и кричу я во все горло, пока могу». - «Ишь ведь, что выдумал, красная головушка!» - сказал осел.

- Да тебе же лучше с нами уйти! Идем мы в Бремен. Все это лучше смерти будет! Да и голос у тебя такой славный: а если мы все вместе заведем музыку, так это будет очень и очень недурно»

В психодраме можно разыгрывать сказки, герои которых из выгорающей позиции переходят в позицию активную, творческую, позитивно окрашенную. После проигрывания сказки желательно организовать глубокую рефлексию того, какие подсказки для жизни участников несут особенности поведения персонажей сказки.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 24893



« Ответ #6 : Март 08, 2020, 11:47:27 »

  ТВОРЧЕСТВО КАК МЕХАНИЗМ «АНТИВЫГОРАНИЯ»

Творчество является важнейшим фактором, препятствующим выгоранию. В исследовании Н.Е. Водопьяновой обнаружено, что, чем выше нереализованный внутренний потенциал человека и чем ниже его креативность (уровень творчества), тем сильнее его неудовлетворенность качеством жизни. Неудовлетворенность качеством жизни напрямую приводит к выгоранию.

Отличным средством накопления ресурсов и активизации творческого потенциала в сопротивляющейся или закрытой группе служит создание коллажа. Участников просят в микрогруппах или индивидуально создать из имеющихся уже вырезанных из журналов и газет картинок коллаж на определенную тему. Темы могут быть выбраны участниками или предложены ведущим, они должны быть жизнеутверждающими. В конце происходит презентация коллажей, возможно, с элементами психодрамы и танцедвигательной терапии, и их обсуждение и (шеринг) (Е.Ю. Разумова).

Еще одной важной техникой, сочетающей в себе арт- методы и психодраму, служит рисунок с его позитивной трансформацией.

Вариант упражнения такой: участников просят в микрогруппах нарисовать обобщенный портрет выгорающего (педагога, родителя, коллеги). На общий круг представляется сам рисунок, имя этого выгорающего персонажа, а затем одного или нескольких участников просят разыграть сценку из его жизни. Возможно использование двух стульев - для персоны и тени выгоревшего человека. Со стула персоны (маски) участники проговаривают слышимые от него стереотипные высказывания, со стула тени - неозвучиваемые им чувства, желания, оценки и проч.

Далее следует второй блок упражнения - трансформация. Микрогруппы меняются рисунками и видоизменяют их так, чтобы выгоревшему персонажу стало лучше, а рисунок - веселее, оптимистичнее, красочнее. В конце происходит презентация рисунков, а тот человек из группы авторов, который играл выгоревшего персонажа, опять погружается в роль и из роли говорит о своих чувствах.

 
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 24893



« Ответ #7 : Март 08, 2020, 11:50:04 »

                   «ПОТЕРЯННЫЕ КРЫЛЬЯ»: ПСИХОДРАМА И АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Автор — Екатерина Лесовая

   Работа с выгорающей частью психики: ее творческое насыщение внутренними ресурсами. Материалы воркшопа. В заключение статьи расскажем о воркшопе «Потерянные крылья: психодрама и арт-методы в работе с эмоциональным выгоранием», проведенном нами в прошлом году на конференции. Этот семинар может быть проведен с любыми представителями выгорающих профессий (медиками, психологами, педагогами, администрацией и проч.), а также с родителями как особой выгорающей группой. Предварительные психологические знания о синдроме эмоционального выгорания не требуются.

Данный воркшоп был опробован на психологах, педагогах, директорах школ и включен в курс «Профилактика эмоционального выгорания».

Цели воркшопа:

Работа с синдромом эмоционального выгорания при помощи арт-терапии и психодрамы.

Выявление индивидуальных особенностей выгорания для каждого участника: преобладающей его стадии и сферы (семья, работа, хобби…).

Нахождение образа для выгорающей части личности, его конкретизация.

Налаживание интрапсихического контакта Эго и выгорающей части личности. Прояснение основных потребностей и нарушений баланса, которые провоцируют выгорание.

Создание поля (карты) внутриличностных ресурсов участников, с помощью арт-методов. Интеграция выгоревшей части личности в поле ресурсов, нахождение способов ее «исцеления».

Активизация творческого потенциала участников, усвоение принципа трансформации нересурсного состояния в ресурсное.

СЦЕНАРИЙ ВОРКШОПА ПО ВЫГОРАНИЮ (ИЮНЬ 2010 Г.)

I. Введение в тему эмоционального выгорания

Представление ведущего. Опыт работы. Почему ведущего интересует тема выгорания?

Если группа маленькая — сбор ожиданий: чего лично я жду от группы, хотел бы поработать над собой?

Участников просят 4 раза выстроиться в психодраматическую линейку, чтобы оценить свое состояние выгорания и позицию относительно других членов группы.

Насколько часто вы оказываетесь в ситуациях повышенной активности, временного цейтнота, перегруженности информацией и работой? (начало линейки — минимальная перегруженность, конец линейки — максимальная перегруженность).

Насколько сильно ваше ощущение усталости, потери сил, нехватки энергии в последнее время?

Часто ли бывает так, что вы не хотите общаться со своими домашними, или клиентами?

Часто ли вы обесцениваете важную для вас сферу деятельности, свои результаты? Комментарий ведущей: 4 психодраматические линейки — это 4 феномена и одновременно 4 стадии выгорания.

Конкретизация сферы выгорания: Поднимите руки те, кто иногда испытывает выгорание в семье? В воспитании детей? В работе? В общении с коллегами? С начальством? В хобби? С друзьями?
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 24893



« Ответ #8 : Март 08, 2020, 11:51:52 »

  II. Создание и конкретизация образа выгорающей части личности

III.
1. Арт-терапевтическая часть.

Материалы: бумага, картон, клей, ножницы, мелкий хлам, пуговицы, нитки, киндер-сюрпризы, ленты, пластилин, вырезки из журналов для коллажа и проч. В процессе создания портрета, скульптуры и образа своей выгорающей части человек может шить, лепить, клеить, рисовать.

Инструкция: Создайте рисунок, маску, коллаж, скульптуру той части вас, которая выгорает сейчас или выгорала раньше. Используйте все имеющиеся материалы. В процессе создания найдите имя для вашей выгорающей части, услышьте ее послание, что главное она хочет вам сказать. Часто ли эта часть бывает обожжена? Хорошо ли вы ее знаете? Какие чувства к ней испытываете?

2. На общий круг

Погружение в роль своей выгорающей части и представление из ролей по кругу. Имя, характерный жест, главное качество персонажа. Снятие ролей.

3. В парах — соконсультирование (три части)

Интервью из роли: «что необходимо тебе, выгорающая часть, какой вид заботы, какое внимание? Какие у тебя потребности»?

Человек снимает с себя роль выгорающей части и становится самим собой (идентификация с взрослой частью личности).

Вспомогательное «Я» передает пожелания и требования выгоревшей части.

От своего лица человек принимает решение — как он будет заботиться о выгоревшей части, как ей помогать — и говорит об этом выгоревшей части.

IV. Психодраматическая работа с образом выгоревшей части. Виньетки

Варианты виньеток:

Диалог с выгоревшей частью, переговоры с «королем в голове», «центральным Я». Претензия выгоревшей части — ответ взрослой части — решение о взаимодействии и помощи выгоревшей части. Возможно — экологическая проверка.

Ресурсная работа. Чего хочет выгоревшая часть, психодраматическая реализация желаний.

Баланс «Хочу — надо». Для каждого «Надо» находится реальная компенсация для обеспечения отдыха, безопасности и реализации желаний (удовлетворения потребностей).

V. Авторская «карта ресурсов души»

Включение в карту ресурсов выгорающей части. Нахождение ей места, помощников, питательной среды, возможностей развития, безопасности, украшений и проч., исходя из имени и потребностей.

Создание карты внутриличностных ресурсов. Инструкция: Предлагаю вам вновь обратиться внутрь себя. Каждый из нас имеет не только опыт пребывания в трудных жизненных ситуациях, но и выхода из них. Мы имеем багаж ресурсов в виде определенных мыслей, эмоций, психотехник, людей к которым мы обращаемся за помощью, ресурсных мест и т.д. Вспомните, что больше всего помогает вам в трудных ситуациях, в условиях нехватки ресурсов, поддержки, во временном и денежном цейтноте, усталости… Сейчас мы будем создавать карту ресурсов души. Вы можете нарисовать ее на листе, а можете добавить элементы коллажа. Можно карту вылепить из пластилина или сделать трехмерной. Вспоминайте все то, что помогает вам, и наносите это на вашу карту. Если это ситуации или люди — они тоже есть в вашем внутреннем мире как поддерживающие образы. Изобразите их. Вы можете на первом этапе просто творить, никак не называя фрагменты карты ресурсов. Пусть вас ведет творческий поток.

Интеграция выгорающей части в ресурсную карту. Через 10-20 мин. Инструкция: Сейчас, когда вы находитесь в процессе создания карты ресурсов, обратите внимание на образ своей выгорающей части. Пожалуйста, включите ее в вашу ресурсную карту. Найдите ей место, исходя из того, какие потребности у вашей выгорающей части. Может быть, вы сделаете ей безопасный дом или украсите ее, или покормите, или подружите с каким-то ресурсом. Выгорающая часть должна присутствовать или быть физически связанной с вашей картой ресурсов.

Общий круг после завершения интеграции выгорающей части в карту ресурсов. Вернисаж — работы раскладываются по кругу, люди молча смотрят, осознают свои чувства.

В парах (тех же) — участники поочередно вживаются в роль своей выгорающей части и делятся ощущениями. Что изменилось, когда о выгорающей части позаботились у нашли ей место (роль).

Виньетка «Карта ресурсов», или путешествие выгорающей части по стране ресурсов.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 24893



« Ответ #9 : Март 08, 2020, 11:54:18 »

  VI Заключительный шеринг

VII. Завершение. Теория

Общий круг.

Что происходит с выгорающим человеком?

а — усталость, истощение, психосоматика

б — редукция личных достижений

в — деперсонализация (обесценивание, эмоциональное отстранение).

Что сильнее всего мешает творчеству и нашим крыльям? (интроекты, негативные установки, неконструктивные модели поведения, неумение попросить помощь…

Выводы по выгоранию

Выгорание сопровождает нехватка ресурсов, нарушение баланса «брать-давать»

Выгорание бывает спровоцировано нарушением психологической безопасности

Выгорание «заразно», так как выгоревшие люди мало отдают и много берут

Выгорание — это психологическая защита в ответ на многочисленные стрессы

Выводы — с чем можно работать для снижения уровня выгорания:

 1) с внешними факторами — организационно вплоть до смены окружения и работы,

 2) с ложными и иррациональными убеждениями (мыслями) и над формированием позитивного мышления

 3) со сферой фрустрированных потребностей и чувств

 4) на уровне тела обеспечение отдыха, нормальной еды, сна и проч.

 5) тренинг совпадающего (копингового) поведения и конструктивных способов реагирования на стресс.

VIII. Ответы на вопросы

Итак, мы описали некоторые общепсихологические особенности синдрома эмоционального выгорания. Мы полагаем, что творчество, тренинг ассертивного поведения и копинга и формирование позитивного мышления — наиболее важные способы предотвращения и снижения уровня выгорания. Особенно важным нам представляется работа над актуализацией и наращиванием «контейнера» внутриличностных ресурсов и навыков. С выгорающей частью личности можно проводить психодраматическую работу, аналогично работе с любой частью интрапсихической реальности.

ЛИТЕРАТУРА

Авторский сайт Лесовой Екатерины Витольдовны: «Профилактика эмоционального выгорания с помощью творческих методов развития личности». mioo.seminfo.ru

Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб, 1999.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб, 2008.

Водопьянова Н.Е.. Психодиагностика стресса. — СПб, 2009.

Грабе М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени. — М., 2008.

Демьянчук Р.В. Как не «сгореть» у учительского стола. — СПб., 2006. под ред. Л. М. Шипицыной.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983.

Кошелев А.Н. Синдром «белого воротничка», или Профилактика «профессионального выгорания». — М., 2008.

Куликов Л.В. и др. Психические состояния. — СПб., 2002. Ю. Разумова Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арттерапии. — Журнал «Труды МЭЛИ», № 8 (4) 2008. mgta.ru

Степанов С.Ю., Сухоруков А.С. Рождение нестандартных идей и действий. История рефлексивных размышлений и поисков одной школы. — Журнал «Директор школы». 1999. № 5. С. 3-13. ecsocman.hse.ru

Хухлаева О.В. Эмоциональное выгорание учителей.

     https://mariadolgopolova.ru/
Записан
Страниц: [1]
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC
При использовании любых материалов сайта активная ссылка на www.psygizn.org обязательна.
Модификация форума выполнена CMSart Studio

Sitemap