Сентябрь 18, 2021, 06:01:23
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Страниц: [1]
  Отправить эту тему  |  Печать  
Автор Тема: Мир спасёт любовь.  (Прочитано 277 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 26423



« : Март 12, 2021, 08:18:31 »

    Мир спасет ЛЮБОВЬ. Только не та любовь, которую пропагандируют нам СМИ и всевозможные интернет ресурсы, а ЛЮБОВЬ, как Божественный Дар, как универсальное средство от всего негативного и отрицательного.

Та ЛЮБОВЬ, которая безкорыстная и безусловная, не требующая ничего, отдающая и трепетная. Та ЛЮБОВЬ, которая видит в каждом человеке своё отражение и понимает, что каждый есть такое же Божье создание, как и ты сам, и каждая травинка, и каждое животное, и каждый камешек на берегу морском.

Вот что написала одна моя знакомая о ЛЮБВИ:

«Все действия, кроме любви, есть ложь, лицемерие и суета! Лишь только любовь наполняет всё в нашей жизни смыслом, правдой и истиной! Любовь даётся человеку не за что-то, а для чего-то. Любовь даётся каждому человеку, как "Кислород Жизни", без которого не выдержишь и пары минут... Все люди хотят жить. Жить долго. Жить мирно. Жить счастливо. Более того, хотят жить вечно.

Но зачем люди нужны Создателю и Его вечному Космосу без любви?

Мы же даже прощения попросить не можем друг у друга. Мы же не только помочь не можем ближнему, мы часто намеренно усложняем жизнь своим родным и близким. Мы ненавидим! Мы мстим! Мы ревнуем! Мы завидуем! Ради достижения цели и удовлетворения желаний мы крушим всё, что встаёт на нашем пути, ломая жизни и судьбы людей. Зачем мы нужны Вечности?

Зачем мы нужны Космосу, если мы не способны полюбить хотя бы одного человека, не способны привести в порядок свои семьи и дома? Семьи разрушены! Государства разрушены! Планета разрушена! Потому что нет любви!

Наши сердца и души заросли мусором гнилого хлама - гордыней, жаждой наживы, обидами, завистью, осуждением, предательством. Зачем нам идти в Вечность? Что мы там будем делать? Если мы здесь, на Земле, не научились терпеть, жертвовать, заботиться, служить ближнему и любить его без всяких условий. Не научились простой ответственности, отвечающей за нашу человечность.

Ты, мечтающий о любви, начни прежде всего с себя, поставив любовь выше всякой идеи, выше всякой цели, выше всякой мечты!..»

То, что мы в настоящее время называем любовью, можно назвать как угодно: привязанность, страсть, желание обладать, даже физическая зависимость, но никак не ЛЮБОВЬ! Меня коробит фраза:"Мы занимаемся любовью".

В ЛЮБВИ живут, ею дышат и она есть естественная среда, в которой развивается всё Мироздание, созданное Великим Разумом в Великой ЛЮБВИ.

Человек в состоянии ЛЮБВИ может СоТворить самое прекрасное, самое лучшее, самое достойное. Только ЛЮБОВЬ может ТВОРИТЬ чистые и светлые мысли и дела. Когда люди научатся жить в ЛЮБВИ, тогда только и изменится мир. И этот мир зависит от нас с вами, от наших мыслей, от наших дел и от нашей ЛЮБВИ!

  Что есть Любовь, особенно от Бога?

Вам не понять средь суматохи дней!

Поверьте, есть Волшебная дорога,

Ведущая в обход Мира теней!

Там Солнца луч мечтою управляет!

Там Радость необъятная творит!

И Совершенство видом удивляет,

И пламень Святости горит!

    https://zen.yandex.ru/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 26423



« Ответ #1 : Март 13, 2021, 03:40:53 »

                                                   "Любовь спасёт мир", или как эмоции определяют нашу успешность.

     Развитие человека предполагает его участие в социальной жизни общества, образование, повышение уровня профессиональной компетенции, развитие себя как личности, формирование конкурентоспособных качеств. Это необходимые условия социального обустройства, повышения материального благосостояния, воплощения в реальность своей мечты. И на этих этапах жизни мы будем постоянно входить в зону неопределённости, дискомфорта, вынуждены будем решать вновь и вновь возникающие проблемы. Для этого нужно иметь эффективные стратегии мышления и поведения, проверенные на практике.

Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувствуем дурное расположение духа, недостаток энергии, непонимание того, что нужно делать и вообще не испытываем желания действовать, решать задачи, которые ставит жизнь?! Когда есть явная необходимость в действии, но нет нужного состояния, чтобы предпринять меры к её разрешению. И при этом каждый в своей жизни сталкивается с необходимостью самомотивации. Для этого нужно понимание данной проблемы и инструменты создания мотивации.

В настоящее время учёные разных стран проводят исследования в области изучения факторов, способствующих максимальной эффективности деятельности и выделен ряд из них, которые, безусловно, повышают уровень овладения знаниями, достижения успехов в профессиональной деятельности и решении проблем разного рода. Есть ряд методик, стимулирующих работу мозга к направленному решению заданных программ, при помощи которых человек может управлять своим эмоциональным состоянием, выполнять работу заинтересованно, увлечённо, без напряжения, получая истинное удовольствие!

Эмоции играют весьма важную роль в нашей жизни, они служат тем генератором вдохновения, которое позволяет работать творчески, вдохновенно, самозабвенно. Человек, когда-либо испытавший в своей деятельности подобные чувства, будет стремиться к ней вновь и вновь, поскольку само состояние счастья и полноты погружения в процесс будет стимулировать его к этому. Настоящим мастером своего дела можно стать только в том случае, если ты способен полностью погрузиться в процесс деятельности и получать от этого наслаждение.

Но приятно ещё и то, что можно не ждать спонтанного потока влечения, а направлять его, когда это важно и значимо.

Основная функция эмоций в психике человека — стимулирование к деятельности. И мы можем выделить разные эмоциональные состояния, как помогающие нам в работе, так и мешающие ей.

Такие чувства, как беспокойство, дурное настроение нарушают мыслительную деятельность, путают мышление, делают его регидным, вязким. Более того, тревожность поглощает внимание человека, делает беспомощным, не способным принимать решения. При этом хуже усваиваются знания, мы терпим неудачи, испытываем неувереннось в себе. Возникает эффект "самореализующегося пророчества", когда одна неудача следует за другой.

В противоположность им, чувства энтузиазма, рвения и уверенности в себе рождают мотивацию к действию, снимают ограничения внутренние и внешние, рождают креативные варианты решения проблем и способы достижения целей.

Состояние человека лежит в основе всех его идей и поступков.

Известно, что для достижения мастерства нужно немало трудиться, и этот труд состоит из ежедневных ритуалов, тренировок, рутинных дел, которые мы не можем игнорировать. Ещё мудрецы говорили о том, что успех состоит из 10% таланта и 90% трудолюбия. Как же мыслили, какими принципами руководствовались те, кто в итоге достигал вершин своей деятельности?                     
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 26423



« Ответ #2 : Март 13, 2021, 03:41:50 »

  Контроль побуждений.

Выявлено, что для достижения успеха важно такое волевое усилие личности, как контроль побуждений.

Проводились исседования группы детей в разные возрасты их развития. Первый тест был предложен, когда им испольнилось 4 года. Известный опыт — "Тест с зефиром": сладость клали перед ребёнком и предлагали два варианта: съесть сейчас или подождать 15 минут, пока взрослый сходит в магазин за вторым. И тот, кто не съест сладкое, через 15 минут получит 2 зефира. Вот это проблема для 4-хлетнего малыша! Самое интересное, когда изучали спустя годы их достижения, оказалось, что именно те дети, которые смогли устоять перед искушением съесть зефир моментально, лучше учились, были успешнее в социальных отношениях и в дальнейшем достигли успеха в своей карьере по сравнению с их сверстниками.

Это опыт однозначно показал, что способность человека контролировать свои импульсивные побуждения в угоду будущему успеху даёт явное конкурентоспособное преимущество жизни. Поскольку важно уметь отказываться от сиюминутных удовольствий, уделяя внимание достижению желаемого.

Это качество проявляется в отношении к учёбе, к деятельности, к отношениям, формируя стратегию и тактику жизни. Оно определяет то, что мы имеем. Отсрочивание удовольствия — сущность эмоциональной саморегуляции, умение не поддаваться побуждениям, обуздывать эмоции, сдерживать порывы. Эта способность, формируемая сознательно, создаёт социальную компетентность, успешность в достижении целей, укрепляет уверенность в себе и помогает справляться с передрягами жизни.

Хорошее настроение.

Когда человек в добром расположении духа, мир расцветает всеми красками, люди кажутся дружелюбными, а терпимость и доброжелательность раскрывает сердце для понимания и приятия всех ситуаций. В этом состоянии хорошо работает мышление, мы способны находить неординарные решения, творческие, предвидеть последствия, думать о будущем, как о возможностях счастья. Что и говорить, настроение влияет на мышление, улучшает память, усиливает концентрацию на деятельности, происходит оценка событий в положительную сторону.

Тогда как плохое настроение задаёт негативное направление нашему мышлению, диктуется страхом, и принятые решения отражают чрезмерную осторожность. Печально, но факт! Негативные эмоции связывают работу интеллекта, помещая его в рамки, ограниченные страхом, беспомощностью и ощущением себя жертвой. Задают настороженное отношение к миру, крайнее недоверие людям, опасение за своё существование. Эти умозаключения в реальности имеют очень мало связи с действительным положением вещей. И поэтому являются ущербными. Мы не способны адекватно отражать реальность и проводить анализ ситуации для принятия решения.

Многочисленными научными экспериментами выявлено, что позитивный жизненный настрой имеет большую выгоду в плане релизации успешной жизни. При сравнении людей, которые придерживались разных стратегий — оптимистов и пессимистов, однозначно установлено, что оптимисты более успешны и счастливы, чем их пессимистичные собратья. Они достигали больших успехов в учёбе, спорте, карьере, личных взаимоотношениях, и безусловно, лидировали в социальной жизни. Более того, они чувствовали себя счастливыми людьми, жизнь которых удалась!

Надежда.

Человеку, попавшему в беду, надежда помогает лучше, чем все слова утешения. Она даёт веру в благополучное разрешение, рождает желание действовать в этом направлении и помогает искать решение выхода из ситуации.

Люди, обладающие верой, изобретательны в выполнении задач, умеют подбодрить себя в критической ситуации, обладают гибкостью в способах достижения цели или готовы изменить её при необходимости. Их ум может работать креативно, рассматривая различные подходы в решении ситуаци, например, разбить большую цель на ряд мелких целей, которые легко достижимы.

Надеяться — значит, не поддаваться унынию, не тревожиться, не теряться, идти к своей цели.

Конечно, мы можем встретить скептиков, не доверяющих этому чувству, поэтому нуждаемся в подтверждении того, что на надежду можно и нужно опираться в жизни.

К.Р. Снайдер, психолог Университета штата Канзас, изучал, как надежда студентов на успех влияет на их успеваемось. И было проведено исследование, опрос, по которому выявлялись предположения о будущих развитиях событий. Выяснилось, что в ситуации, когда студенты имели возможность исправить неудовлетворительные оценки, этой возможностью воспользовались лишь те, кто верил, что у них это получится, и начинали готовиться, пересдавая экзамен. Те же, кто опускал руки после поражения, не веря, что можно изменить ситуацию, соответственно, так и оставались с "неудом".

Оказавшись в ситуации неопределённости, нужно верить в то, что дела сложатся благополучно для вас, и действовать в соответствии с этой верой. У нас, русских, есть хорошая поговорка: "Под лежачий каммень вода не течёт", — призывая к действиям. Это же доказывают и многочисленные исследования учёных. Поэтому читатель может не просто верить, но и знать — стратегия веры в себя и свою удачу, надежда на лучшее — оправдывает себя! — этому есть доказательства!
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 26423



« Ответ #3 : Март 13, 2021, 03:43:00 »

  Оптимизм.

Тоже относится и к оптимистичному взгляду на жизнь, ожиданию лучшего будущего, вере в то, что происходящие события раскрывают новые возможности, новое счастье. Если это ожидание непоколебимо, то оно становится установкой, удерживающей людей от депрессивного состояния, беспокойства, и служит дополнительным мотиватором на пути к успеху. В этом случае человек стремится не уйти от проблем, а выбирает путь к успеху и процветанию.

Такие люди, безусловно, имеют иную стратегию жизни, нежели пессимисты. Они живут так, чтобы быть здоровыми, а не лечатся от болезней, они получают новые знания и навыки, чтобы стать совершенней и свободней, а не для того, чтобы прокормить себя и выжить. Они не осознают себя жертвой, они осознают себя творцами жизни, знают, чего хотят достичь, и достигают.

Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают свои неудачи. Оптимисты считают, что происшедшее можно изменить, и они случайно попали в данную ситуацию, в то время как пессимисты — ищут проблемы в себе и не видят возможности изменений, более того, глобализируют последствия на всю жизнь. Удачи оптимисты оценивают, как свои достижения, и считают их нормальным фактором, пессимисты — удачное стечение обстоятельств считают случайным, а свои достижения в этом отрицают.

Селигман указывал на силу оптимизма, как сочетания умеренного таланта и способности двигаться к цели перед лицом поражения. Он определял оптимизм, как установку эмоционального ума.

Оптимизму и надежде можно научиться также, как беспомощности и отчаянию. В основе оптимизма лежит самоэффективность — вера в то, что мы можем справиться с событиями своей жизни и смело смотреть в лицо испытаниям.

Развитите концепции любого рода рождает усиление чувства эффективности, которое побуждает идти на риск, предпринимать неожиданные действия, решительные, ставить перед собой задачи с более высокими требованиями, преодолевать их и опять-таки повышать свою эффективность. Это как замкнутый круг, который, начинаясь с одного правильного чувства, убеждения, рождает цепь поступков, выборов, приводящих к успеху.

Самоэффективность изучал Алберт Бандура, психолог Спинфордского университета. В своих работах он писал: "Мнение людей о своих способностях оказывает огромное влияние на эти способности. Способность — это не закреплённое качество; ваши действия отличаются невероятной изменчивостью. Люди, обладающие чувством самоэффективности, оправляются от неудач; они подходят к обстоятельствам с точки зрения того, как с ними справиться, а не беспокоятся о том, что что-то может не получиться".

Вдохновение.

Движение к цели, концентрация на объекте деятельности может родить состояние невыразимого наслаждения, открыть зону, где превосходство достигается без малейших усилий и напряжения. Вдохновение — высшее проявление эмоционального интеллекта человека, символизирует основные принципы использования эмоций для помощи в работе и приобритении знаний. Когда эмоции позитивны, пропитаны энергией и направлены на решение насущной задачи — рождается вдохновение.

Депрессия же — состояние отстранения от этого потока, рождает ограниченность и зацикленность.

Поток вдохновения вызывает чувство спонтанной радости или восторга. Человек при этом с головой погружается в своё занятие, полностью сосредотачивает внимание на выполняемой задаче, а его сознание сливается с выполняемой деятельностью. При этом теряется представление о времени и пространстве, возникает состояние самозабвения, потеря самосознания, человек теряет своё эго. При этом сохраняется полный контроль действий, их реакции в точности соответствуют меняющимся требованиям ситуации. Человек работает на пределе своих возможностей, но его не интересует, как он действует, и не беспокоят мысли ни об успехе, ни о провале: истинное удовлетворение от собственного занятия — вот что движет им в эти минуты.

Выявлено несколько способов войти в состояние вдохновения:

Важно намеренно сосредоточиться на выполняемой деятельности, сконцентрироваться. При этом возникает "петля обратной связи" — нужно приложиь усилие, чтобы сосредоточиться и успокоиться в достаточной степени. Для этого нужна дисциплина. Когда внимание сосредоточено на задаче, оно обретает собственную силу, усмиряя эмоциональное возмущение и до предела облегчая задачу.
Когда вы выполняете задачу из области своей компетенции и берётесь за неё, лишь в малой степени приходится напрягать свои способности.

Наибольшее внимание люди сосредотачивают там, где требования к ним немного больше, чем обычно, да и они способны дать больше обычного. Если требования малы, то человек начинает скучать и вдохновения ему не светит, если требования слишком завышены, то возникает тревожность. Вдохновение возможно в том промежутке между скукой и тревогой.
Спонтанное наслаждение, изысканность, действенность, внимание сконцентрировано, но при этом не напряжено. Это состояние, свободное от эмоциональных помех, захватывающего, чрезвычайно стимулирующего чувства внутреннего экстаза.

Можно произвольно вызывать у себя это состояние, оно помогает в любом виде деятельности достичь совершенства. Поскольку занятие требует полного приложения сил и способностей, мастерство растёт. Чтобы обрести вдохновение, нужно постоянно превосходть самого себя, решать задачи повышенной сложности. Возможность использовать вдохновение служит сильнейшей мотивацией в любой деятельности, намного большей, чем слава и богатство.

Чиксентмихайи, изучая деятельность художников и их достижения, сделал вывод: "Художники должны превыше всего ставить занятия живописью. Если же художник, стоя перед мольбертом, начинает прикидывать, за сколько он продаст это полотно, или что подумают об этом критики, ему не дано сказать своё слово в искусстве. Творческие свершения доступны лишь тем, кто всецело предан своему делу".

Не ошибусь, если укажу на то, что подобное мы можем сказать о любой профессиональной деятельности, обучении.

Если человек научился получать удовольствие, радость от того, чем занимается, будь то общение, обучение, работа, то он неминуемо станет тем уникальным и незаменимым, кого будут желать другие. Он будет конкурентоспособным.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 26423



« Ответ #4 : Март 13, 2021, 03:44:15 »

   Говард Гарднер, автор теории множественных умственных способностей, определяет получение вдохновения и позитивного состояния, как неотъемлемую часть процесса обучения детей, стимулирующих их изнутри.

Он говорит о том, что это внутреннее состояние служит признаком того, что ребёнок занят выполнением подходящего для него занятия. Он указывает, что нужно найти что-то, что нам нравится, и твёрдо этого держаться. То, что требует напряжения, сил — вызывает беспокойство. Но если есть то, что тебе нравится, что тебя волнует, и ты получаешь удовлетворение от этого, то тут учишься, не щадя усилий.

Гарднер указывет, что нужно использовать в обучении профиль врождённых способностей, подыгрывать сильным сторонам и одновременно стремиться укрепить слабые стороны. Нужно использовать способности ребёнка (к музыке, танцам), и через них входить в поток вдохновения. Именно в этой области определяют способ представления ему темы и проводят уроки от начального уровня до продвинутого.

Учёба, вызывающая вдохновение, рождает смелость пробовать силы в новых сферах деятельности.

Данная модель обучения представляет возможность достижения мастерства в любом деле, профессии, области знаний естественным путём, когда человек использует влечение к занятиям, которые его захватывают спонтанно и которые ему нравятся.

Все результаты этих наблюдений могут быть применены в любом возрасте, как принципы, которые сделают наше обучение и развитие интересным, радостным.

Умение направлять эмоции на достижение полезного результата есть главная одарённость, характериующая мастера, будь то:

сдерживание побуждений и отсрочивание удовлетворения;

управление своими настроениями, чтобы они содействовали, а не мешали процессу мышления;

мотивирование нас быть упорными и пытаться снова и снова достичь поставленной цели, не взирая ни на какие преграды;

отыскание способа войти в поток вдохновения, и, таким образом, трудиться более эффективно.

Всё это свидетельствует о способности эмоций стимулировать результативные устремления.

Знания, полученные на основе проведённых исследований, дают новую парадигму отношения к жизни и способам реагирования в критической ситуации. Совершенно очевидно, что наши привычные негативные чувства и способы мышления — это некогда усвоенные программы, которые могут привести к неудовлетворённости в жизни, потерям и страданиям.

Позитивное мышление, вера в удачное стечение обстоятельств, проактивность, поиск решения выхода из ситуации, отказ от негативных эмоций и чувств методом самоконтроля и замены их на позитивные — вот та модель, которой нужно овладеть сознательно, намеренно постановив для себя жить так, и не иначе.

В тему, вспоминаются слова великих людей: "Любовь спасёт мир". И это выражение может служит квинтессенцией того, что было сказано.

     https://samopoznanie.ru/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 26423



« Ответ #5 : Март 13, 2021, 03:51:30 »

                                                                          Какая любовь и какой мир спасет?

  Принадлежащая Ф. М. Достоевскому фраза «Мир спасет красота», высказанная одним из героев в романе «Идиот» (1868), будучи перефразирована, в дальнейшем стала звучать как «Красота спасет мир» и в этом виде является общеизвестной.

 Со временем она получила новое звучание и осмысление в форме «Любовь спасет мир». Сами эти нравственно-философские понятия — многомерны и объемны, а потому, думается, что в рамках данной небольшой статьи они не нуждаются в дополнительных разъяснениях.

  Кроме того, надо принять во внимание и то обстоятельство, что, по нашему мнению, понятия эти еще и очень субъективны, для каждого индивидуума наполнены своим смыслом. Нет необходимости говорить здесь о любви в нашем понимании между мужчиной и женщиной, о любви к своим близким, ибо тема эта никого новизной не поражала и не поразит, а вот о любви чужого к чужому поговорить хочется, поскольку уж очень редко стали мы о такой любви говорить, а тем более — ее понимать…

 Поговорить же хочется в рамках отдельного художественного произведения А. Лиханова «Голгофа» (1982 г.). А. А. Лиханов — замечательный русский и советский писатель, живой классик русской литературы, общественный деятель, президент Международной ассоциации детских фондов, великий гуманист. В указанном произведении тем поднято немало, но одной из них, по нашему мнению, ведущей является тема страдания и искупления. Именно так, а не тема преступления и наказания, как у Ф. М. Достоевского.

 Страдание главного героя повести А. Пряхина родилось, действительно, фактически из преступления, но совершенного не по умыслу, а по неосторожности, в результате наезда автомобиля, которым он управлял, на женщину, после смерти которой осталось трое малолетних деток и старенькая мать. Будучи признанным невиновным по закону, он посчитал случившееся своей неизбывной виной, крестом, который должен был нести всю свою оставшуюся жизнь… И он нес этот крест, невзирая на непонимание и неприязнь к нему со стороны лиц пострадавших, нес с терпением и покаянием, даже без надежды на прощение детей, лишившихся матери. И этим спасся от мук душевных, а затем и прощен ими был. Поразительно верны и справедливы слова о любви, которая мир спасет, из этого произведения.

  «Вот говорят: любовь, любовь. Конечно, любовь все держит. Но не та любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине, а любовь человека к человеку. Это — высшее». Именно эту любовь автор считает высшей и настоящей. При этом автор, думается, нашел и настоящий для его времени вариант выживания в мире, который и сформулировал следующим образом: «Но чтобы выжить, надо другому помочь, вот какое дело. Не себе кусок урвать, а другому протянуть. Тогда и выживешь. Вот какой закон.

 Странный вроде, непонятный тому, у кого души нет, но зато кто душу сохранил — тому очень даже понятный». А может, это не единственный вариант в наше время, может, есть и другие? Наверное, и есть. Живут же и по другим принципам, с другой моралью. Кто знает, какая любовь спасет мир, а может, он и в спасении уже не нуждается, ибо множество людей научились жить другими принципами и идеями, другой моралью. Возможно, и мира уже того нет, который в спасении нуждался и о котором писал А. А. Лиханов, как, впрочем, и той души…

Автор: Геннадий Безруков
Источник: https://shkolazhizni.ru/ 
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 26423



« Ответ #6 : Март 13, 2021, 04:08:06 »

                                                                           «Четыре слова про любовь»
Ольга КСЕНДЗЮК.

         Есть некая условность в науке психологии. Вроде бы — «наука о душе» (обратите внимание: не «о человеке» — о душе), а может ли в принципе быть такая серьезная научная дисциплина? Пользуясь услышанным высказыванием, — «это ведь все равно, что приколоть к стене солнечного зайчика».

Всякий, кто сколько-нибудь серьезно изучал психологию и близлежащие области знания (психиатрию, психотерапию, консультирование), знает, сколько в этой науке таблиц, диаграмм, графиков, подсчетов, даже формул, — в общем, того, что профессор психологии ОНУ И.Г. Белявский1 пренебрежительно-ворчливо обзывал «цифирью».

Наверное, у моего научного руководителя было пристрастное отношение к упомянутой «цифири», но в чем-то он был прав. Психология — отнюдь не точная наука. Сколько ни ходи вокруг да около человека, вооруженный микроскопом, линейкой, калькулятором, детектором лжи и толстым томом психологических тестов, — ясности и однозначности вряд ли добьешься. Но кто-то продолжает изыскания, в извечной бесплодной надежде создать «формулу любви». Другой оставляет психологию и становится философом, благо там ничего измерять не надо. Третий, в конце концов, сочиняет теорию, которая больше смахивает не на научную конструкцию, а на художественное произведение. Неудивительно, что многие психологи, в отчаянии махнув рукой на человека с его проблемами, в конце концов, находили себя в той или иной религиозной традиции.

Внутренний мир человека устроен весьма непросто, а в основании этого мира лежит никем до сих пор не разгаданная тайна.

Еврейский народ живет с осознанием тайны души, более трех тысяч лет размышляя над содержанием собственного «я». Можно сказать, что сама Тора в определенном смысле привела народ Книги к тому, чтобы «обратиться лицом к душе своей». Что происходит внутри: как мы выбираем? что мы выбираем? чего мы хотим — скрываться или приблизиться? Мы сами вольны выбирать, и это превращает душу человека в главный объект изучения и постижения.

Традиция обратила евреев к интроспекции — т.е. самоизучению, наблюдению за своими душевными и духовными движениями. Очевидно, что это и есть фундамент всякой психологии, хотя слова такого праотцы не знали, ибо не нуждались в нем. Еврейские мудрецы искали и находили ответы на важнейшие вопросы: в чем причина страстей и желаний? в чем причина неудовлетворенности и страха? и главное — как восполнить «незавершенность» собственной души? И многие ответы, которые нынешняя наука отнесла бы к психологическим или психотерапевтическим, были найдены — ответы эффективные, помогающие вернуть гармонию в потрясенный мир нашего сердца.

Быть может, именно забвение древних истин привело к тому, что больных душ стало больше, а знаний о том, как их исцелять и изучать, — меньше. Неудивительно, что именно в конце 19 в., в эпоху торжества атеизма и механистического материализма, европейцы решили всерьез разрабатывать науку психологию и клиническую психиатрию. И еврейские умы не остались в стороне: ими заложены основы ведущих психологических школ, определивших лицо этой науки, — психоанализа и гештальт-психологии2.

Отцом современной психологической науки стал доктор Фрейд. Но, к сожалению, импульс, заданный им, так и не нашел завершения в гармоничной системе представлений о человеческой психике среди его учеников. Все они стремились к светлой и позитивной идее единой личности, но «инстинкт добра» так или иначе превращался в психосоциальные факторы, в различные варианты сублимации — «превращения» зла в добро механическим путем.                 
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 26423



« Ответ #7 : Март 13, 2021, 04:09:22 »

  В гештальт-психологии исследователи искали неделимые структуры и метаструктуры, на которых держится психический мир человека. Концепция гештальта (целостной структуры, «образца») принадлежит М. Вертхеймеру. Он и его последователи сделали немало, чтобы изучить работу человеческого восприятия, мышления и личности в целом. В их толковании бессознательное становилось хранилищем формальных «образцов», шаблонов, на почве которых вырастали представления обо всем в этом мире, включая добро и зло. Инсайт (мгновенное озарение, понимание целостной структуры) понимался как важнейший процесс человеческого мышления, а равно реагирования и поведения, иными словами — решения всякой задачи, как мыслительной, так и нравственной.
После мощных душевных потрясений, которые выпали на долю европейских народов во время второй мировой войны, особую актуальность приобрела социальная психология. Люди явственно ощутили необходимость «психологической реабилитации» — душевного возрождения. Социальная психология стремилась стать ведущей психологической наукой, способствующей восстановлению гуманистических ценностей, нормальных отношений. Наука о душе возвращала себе душу.

На этом фоне и родилась знаменитая экзистенциальная, или гуманистическая психология. Ее основатели, В. Вольф (1904-1957) и Ш. Бюлер, выступали против абсолютизации тех методов в изучении психики, которые вели, по их мнению, к непозволительно упрощенному толкованию человеческого поведения. Они сформулировали принципиально новый подход к личности как к некоторой целостности, уникальности и идентичности.

В расцветающем обществе потребления человек по-прежнему продолжал страдать. Следующим шагом в познании тайн человеческой души стала пирамида Маслоу: он сформулировал иерархию потребностей. Третья ступень этой пирамиды — одна из движущих сил личности, начало, которое противостоит смерти, разрушению и хаосу, — любовь.

  Когда человек познает себя, психология называет это рефлексией — отражением себя. Кто из нас не слышал потрясающих своей «мудростью» фраз: «Брось в себе копаться!», «Будь проще, и к тебе потянутся люди!» Не верьте таким советчикам. Простота отнюдь не тождественна уму, добру и красоте; а отрицание собственных проблем и попытки отвернуться от зеркала «Я», наглухо закрывшись от голоса собственной души, еще ни к чему хорошему не приводили.

«Кто я и что я?», «где Я?» и «зачем Я?» — эти вопросы в определенные моменты жизни задает каждый человек, осознающий себя как личность. Мы ищем внутренней целостности. Вспомните, как мы выражаем на обыденном, экспрессивном языке ощущения, связанные со стрессом, негативными эмоциями: «надлом», «душераздирающий плач», человек «в раздрызге» и даже «в кусках». Что это, как не отражение внутреннего конфликта, противоречий, состояния не-целостности, прямо противоположного гармонии, радости и эффективности?

Психолог и врач-психотерапевт так или иначе имеют дело с такого рода проблемами, отчего со временем становятся либо циниками, либо мудрецами, — впрочем, возможны варианты. «Проблемы» — под этим сухим безличным словом на живом человеческом языке подразумевается «страдание». Например, страхи (фобии), конфликты, «комплексы», неудачи, потери. Одиночество, непонимание, неудовлетворенность, нереализованность. Неврозы и депрессии — куда как актуально для сегодняшнего общества! Сложные, глубинные силы и энергии, столь же мощные и иногда не заметные поверхностному взгляду, как течения в Мировом океане.

 Есть такая точка зрения, что личность не рождается на свет сразу. И начало ее формирования — с известной степенью условности — многие психологи определяют тем моментом, когда появляется чувство «Я» и в речи ребенка возникает слово «Я». («Другой», «он», «Ты» появляются несколько раньше.) Это происходит примерно после 4-х лет. Формируется система отношений: Я — Другой.

 Проходит еще несколько лет, и начинается поиск Другого — самого близкого, ближе родителей, ближе братьев и сестер, ближе всех... И когда нам представляется, что мы его нашли, мы называем возникшее чувство любовью. Люди влюбляются гораздо раньше, чем оказываются по-настоящему к этому готовы, — всем известен феномен так называемой «школьной влюбленности». А что мы знаем о любви? Она непостижима. Она необходима. И еще — она бывает... Есть очень хороший момент в книге Дж. Роулинг, популярной не только у детей: «В Отделе тайн есть комнатка, которую всегда держат запертой. В ней хранится сила, одновременно более чудесная и более ужасающая, чем смерть, чем человеческий разум, чем силы природы. Пожалуй, она еще и самая загадочная из всех сокровищ, которые там хранятся. ... Имя этой спасительной силы — любовь».
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 26423



« Ответ #8 : Март 13, 2021, 04:10:15 »

  Но мало найти Другого. Если вам уж так повезло — нужно еще сохранить его. Эту хрупкую связь, возникающую между двумя «эго», эту паутинку над пропастью одиночества, — сохранить и превратить в мост между мирами. («Кто спасет одного — спасет целый мир...», а двое — это уже целых два мира.) Сберечь не только от внешнего мира — от вас самих. Задача настолько же достойная, насколько сложная. Психологи и психотерапевты, по роду своей деятельности, чаще всего имеют дело не со счастливыми и гармоничными людьми, а с неудачной любовью, с разочарованиями и болью, с «сожжением мостов», с одиночеством, злостью и слезами, даже с ненавистью, с тотальным отрицанием — любви, людей, надежды, жизни...

Искушение сказать, что никакой такой любви нет и не бывает, наверное, испытывает всякий, кто сталкивался с разрушительной силой потерь и разочарований. «Любимых убивают все, но не кричат о том...» От такой личной катастрофы много лет страдал Иосиф Бродский — и творил гениальные стихи. Состояние радужного счастья и полной удовлетворенности как-то не особенно располагает к творчеству.

Даже психолог не всегда ответит вам на вопрос: когда и в какой степени чувство любви — это результат работы инстинкта, научения, навязанных социумом «правил игры», социальных ролей, желания «быть-как-все», — а в какой степени это живое и искреннее чувство, которое переживет любые испытания.

Очень многое зависит от того, насколько высок уровень личности. Интеллектуального развития, постижения, самопознания. Развития эмоционального — ведь эмоциям, их переживанию, выражению и контролю мы тоже учимся с детства, так же, как учимся говорить, писать и мыслить. И — развития духовного.

Попросту говоря, любовь, как полная реализация душевных сил, психологического потенциала, требует известной зрелости личности. А случаев, когда зрелость приходит «вовремя», — единицы. Быть может, любви действительно нужно учить, как учат человека ходить?...

Этот поиск Другого, поиск неповторимой радости — разделить свой мир и себя с иным человеком, поиск предельного душевного слияния, — как ни печально, чаще всего сводится к безудержной экспансии «Я», к торжеству эгоистического начала. Мы ищем в Другом (родители — в детях, влюбленные — в партнерах) свое отражение или продолжение, реализацию самолюбия, несбывшихся возможностей и желаний. Эгоцентризм тащит нас за собой, и результат чаще всего драматичен: от скуки и привычки до опустошенности и утраты. Мы находим другого-для-себя — и отводим ему эту роль в своем маленьком личном мире, забывая о том, что в любви нет места ни душевному насилию, ни собственничеству, ни агрессии, ни самовлюбленности, ни категорическому требованию «стань таким, как я хочу!».

Много ли вы сейчас припомните в мировой литературе счастливых историй любви? Вот в чем секрет популярности так называемых «женских романов» и голливудских фильмов — ведь так хочется хэппи эндов! Как, однако, повезло в этом смысле Адаму и Хаве... Ни выбора у них не было, ни сомнений, ни недоверия, ни ревности. Только они — и Творец.

Что заставляет нас поступать так, будто мы обладаем неограниченным выбором? Что заставляет жить так, будто у нас в запасе бесконечное количество времени? Что заставляет нас покрываться скорлупой, не замечать протянутой руки, не слышать человека, живущего рядом? В погоне за иллюзиями, за призраками, за сиюминутными ценностями мы способны отбросить, возможно, единственную ценность, которая есть в нашей жизни, помимо высшего и непознаваемого.


В отличие от потребности в безопасности и т.п., потребность в любви и привязанности реализовать в современном обществе гораздо труднее, утверждал Абрахам Маслоу. И «невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий». Одна из проблем сегодняшнего человека — действительно, неумение понимать, чувствовать, со-чувствовать (эдакое «скорбное бесчувствие») и любить.

Маслоу говорит о «дефициентной» любви — когда другие люди удовлетворяют какую-то нашу потребность. И утверждает существование «бытийной» любви — к сущности, к «бытию» или «существу» другого. Маслоу часто описывал ее как отношение невмешательства, способность давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь «улучшить». Она богаче, дает больше удовлетворения, остается живой и свежей, в то время как любовь-потребность утрачивает свежесть и остроту со временем. Бытийная любовь неэгоистична, бескорыстна, она ничего не требует в ответ. Сам акт любви, восприятия сущности и красоты объекта любви является наградой.

А в самом деле — почему мы не можем любить другого, ни к чему не принуждая, не «перегружая» собой, не забирая в собственность, не требуя жертв? Ведь любим мы таким образом море, музыку, поэзию! Однажды я задала этот вопрос. Мне ответили так: «Я могу прийти к морю. Я могу открыть книгу. Я могу включить музыку. Они никогда меня не оттолкнут, не отвернутся, не исчезнут». Печально, когда любовь сводится к боязни одиночества.

Хороший психотерапевт может исцелить ваше подорванное душевное здоровье. Психолог попробует указать вам путь, один из многих путей, по которому вам стоит пойти в поисках смысла, в сложной работе самопознания. Но только вы знаете, что вам нужно на самом деле. Только вы знаете пределы своих возможностей, — а хороший психолог может подсказать вам, как за них выйти. В нас самих заключены ответы на большинство вопросов и силы, которые могут поднять нас над обыденностью.

Замечательный мыслитель Виктор Франкл, цитируя различных философов, напоминает о том, что любовь «видит человека таким, каким его "предполагал" при создании Б-г». По его собственному убеждению, любовь «раскрывает перед нами ценностный образ человека... позволяет ощутить личность другого как целый уникальный мир и тем самым приводит к расширению нашего собственного мира». Это, естественно, может сопровождаться «напряжением» — собственно говоря, душевным трудом, усилием; поэтому человек невротизированный (а таковых в нашем социуме большинство, утверждает психологическая статистика) испытывает в этой области большие сложности. «Невротики боятся напряжений, — пишет Франкл, — и избегают всего, что может привести к ним».
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 26423



« Ответ #9 : Март 13, 2021, 04:11:19 »

  По теории вероятностей, говорит далее Франкл, в жизни каждого среднего человека на каждые девять несчастливых встреч будет приходиться только одна счастливая. Он должен ждать ее и не ставить преград на ее пути, используя несчастье как предлог для полного отказа от счастья.
«На личностном уровне личность находит личность, и это есть любовь к партнеру. Так же, как редко кто способен на настоящую любовь, так же редко кто достигает наивысшей стадии развития зрелой любовной жизни. Но, в конце концов, "задача" каждого человека — "вечна", а способность человека к развитию бесконечна, как бесконечен путь к горизонту...»

Вам может показаться, что подобные утверждения чересчур идеалистичны. Но напомню о том, что и Франкл, и Маслоу, и Юнг, и иные замечательные психологи говорили не только и не столько о том, что есть, что наблюдаемо, они говорили о том, как должно быть.

Так что любовь, в ее широком понимании, в ее истинном смысле — это, конечно же, не болезнь, как иногда утверждают. Болезнь — это, скорее, ее отсутствие!

Напротив — любовь, пожалуй, лучшее, что в нас есть, поскольку в ней очень много общего с личностным развитием, с постижением и творчеством. Потому я завершу эту тему цитатой — не из научной монографии, а из повести-притчи одного из лучших современных писателей — В. Пелевина. Один из персонажей в определенный момент своего духовного развития спрашивает Учителя: что такое любовь?

«Это можно понять только на примере, — отвечает тот. — Представь, что ты тонешь... А теперь представь, что ты на секунду высунул голову, увидел свет, глотнул воздуха и что-то коснулось твоих рук... Если считать, что ты всю жизнь тонешь, — а это так и есть, — то любовь — это то, что помогает тебе удерживать голову над водой. ...Какая разница, за что хвататься, — лишь бы это выдержало. Хуже всего, если это кто-то другой, — он, видишь ли, всегда может отдернуть руку. А если коротко, любовь — это то, из-за чего каждый находится там, где он находится».

—————

К мудрецу Гиллелю пришел еврей и спросил его: «Можешь ли ты сформулировать суть Торы, пока я стою на одной ноге?» Гиллель ответил: «Не делай другому того, что ненавистно тебе. Это — вся Тора».

  1Белявский И.Г. (1927-2004) — д.п.н., зав. кафедрой психологии ОНУ им. И.И. Мечникова.

2Гештальт-психология возникла в Германии в начале 10-х гг. ХХ в. Разрабатывала проблему целостности. Изучение деятельности мозга и самонаблюдение рассматривались как взаимодополняющие методы. Сознание понималось как динамическое целое, «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для его экспериментального исследования была введена единица анализа — гештальт


  https://www.migdal.org.ua/
Записан
Страниц: [1]
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC
При использовании любых материалов сайта активная ссылка на www.psygizn.org обязательна.
Модификация форума выполнена CMSart Studio

Sitemap