Ноябрь 13, 2018, 11:59:31
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Страниц: 1 [2]
  Отправить эту тему  |  Печать  
Автор Тема: О несовершенстве человека.  (Прочитано 330 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #25 : Ноябрь 26, 2017, 07:19:00 »

  Однако, когда я в разговоре с небольшой группой привел эти две фразы, тут же прозвучало возражение: «во втором случае это какой-то пофигизм и бессовестность!». Иными словами, если что не так – мочи себя, и только тогда можно почувствовать себя настоящим, совестливым человеком. Ответственность – это не про нас, то, что вы называете ею – это просто бессовестность. Нравственный человек отличается от безнравственного тем, что лупит себя что есть мочи за ошибки, неудачи и недостатки.

В сознании нередко с трудом умещается, что необязательно казнить самого себя за собственные ошибки и несовершенство. Что огорчение от неудачи или ошибки, ущерб от собственной не самой лучшей черты характера – достаточное «наказание», и не нужно к ним добавлять еще дополнительные санкции. Мы – несовершенные люди, и хорошо, что это так. «Идеальные» скучны до зевоты и неискренни до фальши; от «идеальных» партнеров уходят в первую очередь. Мы цепляемся друг за друга не отполированными и гладкими гранями души, а заусенцами и занозами.

Идея бережного отношения к себе часто не находит отклика, и это аргументируется тем, что «в таком случае вообще не будет никаких стимулов к развитию, я просто разлягусь на диване, и все». Кстати, такое действительно возможно, потому что способность делать что-то только благодаря постоянному насилию над собой свойственна людям, которые не знают, чего хотят, не понимают собственных потребностей и выполняют чужие программы, превратившись в надзирателей над собой же, освободив от данной обязанности сочинителей этих программ.

Есть три пути обходится с собственным несовершенством (которое будет с нами всегда!), когда мы периодически сталкиваемся с ним лоб в лоб.

А) Агрессивная борьба с собой во имя устранения недостатков. Подавлять, сдерживать, не обращать внимания, перевоспитывать/переучивать…  Можно бороться еще и с чужими недостатками. Эта борьба «успешнее», если не замечаешь в себе того, с чем борешься.

Б) Агрессивное отрицание собственного несовершенства. Среди форм этого явления -  демонстративное «принятие» - да, я такой, и меняться не собираюсь. Терпите и приспосабливайтесь. Еще одна форма – «газлайтинг». Те, кто научился делать вид, что идеальны, прекрасно умеют винить во всем окружающих, заставляя их чувствовать, что это с ними «что-то не так». Ты излишне эмоциональна… Ты слишком сильно на все реагируешь, а я тебе желаю добра (в ответ на женские слезы из-за его же «тебе нужно заняться собой – толстовата стала, у меня пропадает к тебе интерес», и женщина, привыкшая к ощущению своей ущербности, может засомневаться – а может быть, это вправду я какая-то неадекватная со своими истериками?).

Близким вариантом выступает агрессивное настаивание на собственном убожестве - "да, я такая свинья, и другим не буду!" В общем, это два полюса одного явления.

В) Признание своего несовершенства, ошибок, нелепости – и стремление стать немного лучше. Признание, что завидуешь. Что чего-то не понимаешь. Что некомпетентен в том или другом вопросе. Это позволяет познакомиться с самим собой поближе, а не торопливо разрушать до основания. Собственно говоря, одна из задач психотерапии – это знакомство человека с собственной личностью, обретения ее целостности, вместе с отвергаемыми частями души. Это вовсе не отменяет возможности для развития, только мотивация будет другой. Не «я мерзкий трусливый урод, меня все боятся, и поэтому мне срочно нужно измениться», а «я хочу наладить отношения с людьми, у меня плохо получается ,и мне от этого грустно. Мне нужно еще многому научиться». Сделать что-то немного лучше, а не идеально.

Нина Рубштейн привела такой хороший диалог:
- Ну, что значит вот это "принять себя", Нина?!
- Ну, смириться с тем, что вот такую тебе тебя там, на небе, выдали и уже учиться с этой собой жить, а не воевать. Все равно бессмысленно: или сама себя замочишь, или, если живучая, замочишь остальных. Смирись )))
- Да как смириться?! Мне вот "эта я" не нравится! Из нее все равно ничего не выйдет!
- Ну, пока ты на нее намордник все время надеваешь, точно не выйдет - или намордник разорвет и всех покусает (и саму себя в том числе), или сдохнет от нереализованности. Отпусти чуть вожжи, хоть узнаешь, что за животное, понаблюдаешь за ним, его повадками, поймешь как управлять...

В общем, не подавлять и воевать, а знакомиться. И, это... побережнее к себе.

Илья Латыпов                              http://maxpark.com/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #26 : Ноябрь 26, 2017, 07:39:46 »

                                          ДУХОВНОЕ НЕСОВЕРШЕНСТВО ЧЕЛОВЕКА    КАК КРИЗИС СОЗНАНИЯ.

 
 Сегодня в мире много рассуждают на тему о пользе кризисов вообще и о
пользе экономического кризиса, в частности. Трудно обосновать
противоположный тезис – об их вредности. Кризис – это нарушение
установленного порядка вещей, ведущего к хаосу, и начало формирования
нового порядка. Но каков будет новый порядок, зависит от человека.
Во всех религиях высшая духовная реализация заключается в осознании
человеком своего единства с природой, с Вселенной, с другими людьми. Не
осознав этой теснейшей связи, человек затрудняется принять в качестве
основных директив, «общие места». Если человек отпускает ненависть и
гнев и обретает любовь, то весь мир приоткрывает сердце для любви. Если
человек прощает обиды прошлого, весь мир делает шаг к прощению. Если
человек живет в текущем мгновении и ценит то, что у него есть, то весь мир
немного больше внимания уделяет настоящему. С мира в каждом доме и в
каждом сердце начинается мир во всем мире. Несовершенство человеческой
природы приводит мир к кризисам.

Хорошо известно выражение «Мы есть то, что мы едим». Менее известна
и менее укоренена в общественном сознании мысль «Мы есть то, о чем и что
мы думаем». Именно ответом на вопрос «О чем и что мы думаем?»
определяется духовное совершенство личности. Библейское и евангельское
обожествление слова и логоса являются мощным аргументом,
подтверждающим базисную мысль современной гуманитарных наук: язык и
речь создают, репрезентируют и «выдают» человека. «Достойное слово, и
боголюбивое дело, и свободная сила, устремленные к Богу, величием выше
небесных звезд», – читаем в «Слове Моисея Выдубицкого» 1, с. 409.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #27 : Ноябрь 26, 2017, 07:41:03 »

  Исследуя сущность личности в контексте корреляций поведения личности
с концептуально-смысловым строем повседневного языка, Э.Левинас и
Дж.Грэй 2, 3 связали духовное несовершенство человека с отсутствием
главной мысли в его сознании – «идеи Бога». Но что же мешает данной
мысли укорениться в сознании человека? Согласно Э.Левинасу и Дж.Грэю,
причина заключается в пребывании людей на одной из стадий социальной
депрессии. В реальной жизни и коммуникации всегда присутствуют все ее
стадии: утомление и апатия, неспособность сосредоточиться, скука,
раздражение, пренебрежение, подлость. Степень духовного несовершенства
человека определяется стадией, на которой пребывает человека. Выход из
социальной депрессии является необходимым условием перехода к
духовному совершенству.

Первая стадия социальной депрессии – утомление и апатия –
характеризуется усталостью и ощущением недостатка энергии.
Лингвистическими маркерами являются выражения «Я устал», «Нет сил» и
т.п. На первый взгляд, утомление и апатия являются неизбежной реакцией
человеческого организма на чрезмерный труд или неожиданные события.
Энергетический спад свойственен любой системе. Но, кроме этого,
утомление и апатия являются тем пусковым механизмом, который дает
начало деструктивным процессам во внутреннем мире человека, в
социальных группах и в социумах.

Усталость и апатия мешают сознанию сосредоточиться. Неспособность
сосредоточиться характеризуется забывчивостью и рассеянностью, но
сопровождается оптимизмом. Это характерно, например, для подростков,
для отдельных руководителей или подчиненных. С одной стороны,
забывчивость в отношении к просьбам или распоряжениям является
неосознаваемым уходом от излишней опеки или контроля. С другой
стороны, рассеянность есть следствие неумения концентрировать внимание.
Вместе забывчивость и рассеянность представляют собой механизм
восприятия мира, позволяющий видеть в реальности фрагменты, не
мешающие ощущению оптимизма и поддержанию собственного статуса. Все
остальное игнорируется. Неоднократно ощущаемое сочетание забывчивости,
рассеянности и оптимизма приводит к скуке.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #28 : Ноябрь 26, 2017, 07:42:18 »

  Скука как неоднократно переживаемое состояние не способствует
формированию интересов или их поддержанию. Отсутствие интереса
становится контекстом (фоном), в котором развивается беспокойство, рано
или поздно завершающееся стремлением выйти из него. Завершается скука
раздражением по отношению к учебе, работе или ближайшему окружению.
Именно на стадии скуки формируются нездоровые пристрастия и привычки.
Сформированная скука влечет за собой потерю чувства благополучия.
(Следует отметить, что удовлетворение нездоровых пристрастий и привычек
поддерживает кажущееся благополучие). Потеря благополучия формирует
нетерпимость, завершающуюся раздражением, граничащим или
переходящим в гнев, а иногда и в агрессию. Причем виноваты все, кроме
гневающегося человека. Раздражение и благополучие – вещи
несовместимые. У человека, задерживающегося на стадии раздражения,
формируется пренебрежение.

Пренебрежение есть безразличие к нуждам и чувствам окружающих и
несклонность к сотрудничеству. Человек, пренебрежительно относящийся к
другим, защищает себя и служит себе. Подобная защита и служение
являются платформой, на которой человек строит новый тип собственного
благополучия. Но это благополучие связано не с сотрудничеством или с
согласием с другими, а только с сотрудничеством и согласием с самим
собой. Э.Левинас именует эту форму отношения к миру «гегемонией Я» и
«империализмом Я». Таким образом закладываются основы подлости.
Подлость, формируемая в контексте пренебрежения, имеет в качестве
истоков черствость и разрушительность в отношении других. При наличии
безразличия и нежелания сотрудничать с другими людьми ощущение
благополучия достигается лишь тогда, когда человек поступает так, как
хочет. При этом поступки могут быть деструктивными – проступками или
преступлениями. Оправданность действий человека в этом случае
определяется оправданностью их в его сознании.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #29 : Ноябрь 26, 2017, 07:43:08 »

  Религия является когнитивной системой, в рамках которой, были
сформулированы принципы моральной цензуры как основы духовности
личности. Именно духовностью определяются волевые усилия и чувство
свободы человека. Напротив, если реальность и воображение недостаточно
дифференцированы, то агрессивные желания представляются обладающими
магической силой. Подобное свойственно маленьким детям, людям с
мифологической или иллюзорной организацией мышления.
Основанием для конструирования смысла жизни и организации
жизнедеятельности являются семиотические ресурсы человека. В период
социализации личности бытие определяет сознание, а затем сознание
конструирует человеческую экзистенцию. Человеческая экзистенция со
всеми ее экзистенциалами обитает не в материальном мире, а в мире
смыслов. Она не детерминируется извне какими-либо причинами, а
определяет сама себя посредством выбора. Согласно концепциям
М.Хайдеггера, М.Босса и Э.Левинаса 4, экзистенциал пространственности
бытия связан со скрытностью и ясностью. Например, люди по-разному
отвечают на вопрос «Кто или что более открыт или ясен?».
Экзистенциал темпоральности бытия определяется временем, которое
необходимо для выполнения чего-либо. Оно может расширяться или
сокращаться. «Как провести время?», «Мне постоянно не хватает времени»,
«Я найду время, что это сделать» – это маркеры мирского времени.
Духовность личности лежит в плоскости корреляций мирского времени с
временем вечным.
Экзистенциал настроения объясняет, почему наша открытость миру
расширяется или сужается, высвечивая разные феномены. Именно от
настроения в данный момент зависит то, что человек осознает или на что он
реагирует. Контекстом настроения несовершенной в духовном плане
личности становятся стадии утомления и апатии, неспособности
сосредоточиться, скуки и т.д. На этом основании духовное совершенство
личности можно определить как сформировавшийся иммунитет против
указанных стадий социальной депрессии.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #30 : Ноябрь 26, 2017, 07:44:36 »

  Согласно высказываниям Э.Левинаса, если душа человека испытывает
некоторое чувство, то она резонирует с соответствующим миром. Если
человек радостен, мир созвучен миру радостных взаимоотношений. Если
человек подавлен или встревожен, он резонирует миру угроз и опасностей.
Следовательно, у болезней души нет причин, но есть мотивы. Более того,
прошлое не детерминирует, а мотивирует настоящее. Недоступность
понимания мотивов определяется только узостью «горизонта понимания». В
этом случае возникает навязчивая связь с объектами. Она не
вербализируется, ибо не осознается, но определяет поступки индивида,
например, демонстрацию пафоса уважения или агрессии.
Как сделать поступки людей осознаваемыми? Вопрос многомерный, ибо
задает множество предикативных функций: Какие поступки? Каких людей?
В какой степени осознаваемыми? Ответ является «общим местом» в
современной культуре – нужно создавать и предлагать образцы,
способствующие активизации собственных сил и ресурсов. Это позволит
разоблачать мифы и иллюзии, выявлять и преодолевать ложные верования и
идеи, формировать «здоровые предпочтения» личности, которые корнями
уходят в религиозные заповеди.
Создание необходимых образцов – как аргументационная техника –
заключается не только в демонстрации того, каким должен быть мир, но и
каким образом его можно и нужно изменить. Наличие позитивных образцов
вынуждает человека сравнивать собственный образ жизни, поведение,
привычки и пр. с образцами, подтверждая правильность избранного пути
или находя некоторые несоответствия. Достойным образцом является
«Воскресная проповедь» на ОНТ (проповедник – отец Федор).
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #31 : Ноябрь 26, 2017, 07:47:11 »

  К сожалению, чаще демонстрируются негативные образцы, не
способствующие ни духовному, ни телесному здоровью личности, не
ведущие к консолидации общества, а, наоборот, культивирующие,
агрессивное соперничество. Например, передача «Что? Где? Когда?»,
появившаяся на ОНТ, на мой взгляд, из этой серии. Культ языкового хаоса
прикрывается видимостью актуальности знания и оголенными плечами
игроков женского пола (неясно, что они демонстрируют силу интеллекта или
силу обольщения). Постоянно звучащее выражение «Да! Господин
ведущий!» напоминает ответ пожизненно заключенного «Да! Гражданин
начальник!» и связанную с ним сверх-задачу, которая направлена на
подавление воли осужденного.

Основную роль в конструировании образцов должного поведения и образа
жизни всегда играла религия. Приходиться только сожалеть о том, что,
например, Ж.Алферов и некоторые другие представители естественных наук
в России остаются дилетантами в плане гуманитарного просвещения,
публично выступив против сближения Церкви и образовательных
учреждений. Подвергнув остракизму данную идею, они, тем не менее, не
предложили ничего, что можно было бы противопоставить рекламным,
«киношным» и другим «мантрам» по поводу того, что такое «красивая
жизнь», «успешный человек» или «правильное решение». При всей
важности нанотехнологий, они не помогут решить проблемы духовного
здоровья человека. Поэтому, например, ведущей ассоциацией «правильного
решения» у большинства подростков являются чипсы, и это в лучшем
случае, потому что есть еще и худший случай – пиво.

Представители квантовой механики в 20-30-х гг. прошлого века
обосновали принцип согласующегося (кооперативного) и дополняющего
(комплиментарного) взаимодействия, которому подчиняется микромир. Но
 они же обосновали его распространение и на макромир, предложив
выстраивать методологию коммуникации подобным образом. В этом мире
нет ничего лишнего, есть лишь неучтенное, неосознаваемое, «скрытый
смысл», «скрытая масса» и пр., что, к сожалению, не научился замечать
«очень естественно-научный взгляд». Этот взгляд необходимо дополнить
активной просветительской ролью православных священнослужителей.
По мнению Предстоятеля Белорусской православной церкви митрополита
Филарета, в виртуальном мире «нагнетается атмосфера тревожного
ожидания, неуверенности в завтрашнем дне… Основная угроза состоит в
том, что всякого рода безнравственная информация стала доступна детям и
подросткам, у которых еще недостаточно сформировавшаяся и неустойчивая
психика. Виртуальный хаос для них оказывается губительнее всего».
Таким образом, духовное несовершенство человека можно
идентифицировать как кризис сознания. В отличие от экономического
кризиса, преодоление которого связано с установлением нового порядка,
кризис сознания предполагает формирование конкретных навыков оценки
собственного состояния. Работа с убеждениями как ценностными
ориентирами сознания, разграничение убеждений, препятствующих успеху,
и убеждений, способных улучшить жизнь, помогать устанавливать различия
между этими убеждениями и пр. – все это должно стать неотъемлемой
частью информационных потоков, функционирующих в обществе. Любой
человек способен осознавать сомнения и ошибки. Для этого нужно сделать
главное: человек должен захотеть измениться и изменения его убеждений
должны осуществлять в гармонии с другими его убеждениями.

Литература
1. Памятники литературы Древней Руси: XII век. – М, 1980.
2. Lévinas Е. Ethique et Infini. Dialogues avec Ph. Nemo. P., 1982.
3. Lévinas E. Liberté et commandement. Fata Morgana, 1994.
4. Lévinas E. Totalité et Infini. Essai sur L'Extériorité. Kluwer Academic, 1991

  Воробьева С.В.  http://elib.bsu.by/   

   
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #32 : Ноябрь 26, 2017, 07:49:27 »

                            Причина невежества — несовершенство человеческого развития, а не отсутствие у человека доброй воли.

   Причиной человеческого невежества является недостаточное развитие человека на его путях к совершенству или, точнее, его эволюционное несовершенство. Возлагать на кого-либо вину за это несовершенство или эту недоразвитость абсолютно недопустимо, ибо данный аспект развития полностью выходит за рамки человеческих возможностей или волевых устремлений, с помощью которых он может воздействовать на ход своей жизни. Одной только силой воли или волевым усилием здесь ничего не сделаешь. Человек не может по собственной воле задавать себе определённый уровень развития, как он это делает, скажем, когда решает, сидеть ли ему, стоять или идти. Ходом человеческого развития управляет незыблемая вечная реальность в космической структуре человека, над которой человек столь же не властен, сколь бессилен он управлять существованием другой незыблемой реальности — своего вечного «я». Из этого должно быть понятно, что человек никоим образом не может демонстрировать чисто человеческие качества или тенденции сознания, если таковых у него нет или они ещё не оформились.

  Отсюда вполне естественно вытекает, что гневаться или сердиться по тому или иному поводу на такого несовершенного человека вопиюще противоестественно и нелогично и может рассматриваться лишь как признак душевной чёрствости, неразумия и отсутствия всяческой любви. Человек, ведущий себя подобным образом, опирается в своём поведении не на человеческое, а на животное сознание. Поэтому единственное средство, могущее со временем положить конец страдальческой доле и несчастной судьбе человека, — это развитие его «чисто человеческого» сознания. Но прежде чем человек придёт к всестороннему пониманию того, что именно наличие в нём животного сознания и есть основной источник всех его бед, страданий и несчастий, ему вначале придётся усвоить ту истину, что вообще любое проявление животного сознания в жизненной практике и поведении живого существа — это и есть тот абсолютно единственный и основной фактор развития, который является причиной несчастных судеб, войн, вражды и страданий не только в мире людей, но и во всей необъятной вселенной.

    https://potencial-school.ru/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #33 : Ноябрь 26, 2017, 07:51:35 »

                                                           Беспощадная война с несовершенством.

Сотни, тысячи, десятки тысяч людей ежедневно уничтожают самих себя в беспощадной войне с собственным несовершенством. Делают с полной уверенностью, что именно это и есть путь к светлому будущему. А как иначе? Загнобить, затравить, наказать, застыдить и обвинить – весь арсенал привычных родительских способов обходиться с детской «неидеальностью» брошен в бой, потому что других способов обходиться с собой нет.

  «Я ненавижу себя за свою трусость!», «Мне нужно срочно избавиться от своей зависти, это просто ужасно, что она у меня есть. Я пытаюсь ее подавить, но получается плохо». «Я ничтожное, мерзкое существо, вызывающее только жалость». «Я никому не нравлюсь, со мной неинтересно», «Не могу простить себе той подлости, которую я сделал. И не должен прощать», «Я полный неудачник. Мне стыдно перед родителями…»

Избавиться от чего-то в себе, задавить, сдержать, контролировать… И все это во имя преодоления несовершенства в себе, во имя некоего идеала, который прочно сидит в подсознании и только он имеет право на то, чтобы быть. Одна из базовых характеристик нашего мира – отсутствие идеальности и законченности форм – вызывает яростный протест у человека, который, благодаря наличию у себя сознания, пришел к абсурдной в повседневной жизни идее совершенства. Идеальное – оно по сути своей не имеющее отношения к нашему миру. Платоновский «эйдос» (идея) – вечная сущность вещи, прообраз, бледные подобия которого существуют в нашем бренном мире. Идеал, происходящий от «эйдос», в общеупотребительном смысле определяется как «а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей». В общем, совершенное, идеальное – это законченное и застывшее, потому что дальше некуда развиваться. А поскольку в нашей Вселенной нет ничего законченного и застывшего, то стремление к совершенству – борьба за то, чего невозможно достичь.

И здесь люди, отрицающие несовершенство – собственное, чужое или несовершенство мира, – попадают в ловушку: пытаясь достичь недостигаемого, они угождают в силки вины, стыда и иногда даже отчаяния. Стыд из-за того, что ты такой нелепый, неправильный, ничтожный. Он начинается чаще всего с родительского послания: «Будь другим, таким ты быть не должен». Вина ощущается за то, что не справился, не оправдал ожиданий (а должен был!). Отчаяние же обнаруживается тогда, когда в результате предельных усилий вдруг понимаешь, что все это – сизифов труд. Люди перечисляют свои недостатки, реальные и мнимые, и нередко бесконечно сами себя бичуют при помощи хорошо взбитой смеси из стыда и вины. «Ты не должен быть таким, а раз ты такой, то ты приложил недостаточно усилий, чтобы стать другим!» Иногда доходит до того, что без чувства вины человек не представляет себе жизни. Как мне однажды сказал одна женщина: «Если я совершаю ошибки, то как же без чувства вины и злости на себя их исправлять-то?» В ее картине мира не было другого, бережного к себе отношения, способности прощать за ошибки. Она полностью отождествляла вину и ответственность, и любая попытка их развести сталкивалась с сопротивлением.

Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #34 : Ноябрь 26, 2017, 07:52:32 »

  Формально развести вину и ответственность просто:

Вина: я нанес ущерб, это плохо и ужасно, и я должен его возместить или понести заслуженное наказание.
Ответственность: я сделал то-то и то-то, и это привело к наблюдаемым сейчас последствиям. Мне грустно/радостно от этого. Я придумаю, что с этим можно сделать.

Однако когда я в разговоре с небольшой группой привел эти две фразы, тут же прозвучало возражение: «Во втором случае это какой-то пофигизм и бессовестность!» Иными словами, если что не так – мочи себя, и только тогда можно почувствовать себя настоящим, совестливым человеком. Ответственность – это не про нас, то, что вы называете ею – это просто бессовестность. Как будто нравственный человек отличается от безнравственного тем, что лупит себя что есть мочи за ошибки, неудачи и недостатки.

В сознании нередко с трудом умещается, что не обязательно казнить самого себя за собственные ошибки и несовершенство. Что огорчение от неудачи или ошибки, ущерб от собственной не самой лучшей черты характера – достаточное «наказание», и не нужно к ним добавлять еще дополнительные санкции. Мы – несовершенные люди, и хорошо, что это так. «Идеальные» скучны до зевоты и неискренни до фальши; от «идеальных» партнеров уходят в первую очередь. Мы цепляемся друг за друга не отполированными и гладкими гранями души, а заусенцами и занозами.

Идея бережного отношения к себе часто не находит отклика, и это аргументируется тем, что «в таком случае вообще не будет никаких стимулов к развитию, я просто разлягусь на диване, и все». Кстати, такое действительно возможно, потому что способность делать что-то только благодаря постоянному насилию над собой свойственна людям, которые не знают, чего хотят, не понимают собственных потребностей и выполняют чужие программы, превратившись в надзирателей над собой же, освободив от данной обязанности сочинителей этих программ.

Есть три пути обходиться с собственным несовершенством (которое будет с нами всегда!), когда мы периодически сталкиваемся с ним лоб в лоб.

 
1. АГРЕССИВНАЯ БОРЬБА С СОБОЙ ВО ИМЯ УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ.

Подавлять, сдерживать, не обращать внимания, перевоспитывать/переучивать… Можно бороться еще и с чужими недостатками. Эта борьба «успешнее», если не замечаешь в себе того, с чем борешься.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 21867



« Ответ #35 : Ноябрь 26, 2017, 07:53:23 »

  2. АГРЕССИВНОЕ ОТРИЦАНИЕ СОБСТВЕННОГО НЕСОВЕРШЕНСТВА

Среди форм этого явления – демонстративное «принятие», – да, я такой, и меняться не собираюсь. Терпите и приспосабливайтесь. Еще одна форма – «газлайтинг». Те, кто научился делать вид, что идеальны, прекрасно умеют винить во всем окружающих, заставляя их чувствовать, что это с ними «что-то не так». Ты излишне эмоциональна… Ты слишком сильно на все реагируешь, а я тебе желаю добра (в ответ на женские слезы из-за его же «тебе нужно заняться собой – толстовата стала, у меня пропадает к тебе интерес», и женщина, привыкшая к ощущению своей ущербности, может засомневаться – а может быть, это вправду я какая-то неадекватная со своими истериками?). Близким вариантом выступает агрессивное настаивание на собственном убожестве – «Да, я такая свинья, и другим не буду!» В общем, это два полюса одного явления.

3. ПРИЗНАНИЕ СВОЕГО НЕСОВЕРШЕНСТВА, ОШИБОК, НЕЛЕПОСТИ – И СТРЕМЛЕНИЕ СТАТЬ НЕМНОГО ЛУЧШЕ.

Признание, что завидуешь. Что чего-то не понимаешь. Что некомпетентен в том или другом вопросе. Это позволяет познакомиться с самим собой поближе, а не торопливо разрушать до основания. Собственно говоря, одна из задач психотерапии – это знакомство человека с собственной личностью, обретение ее целостности, вместе с отвергаемыми частями души. Это вовсе не отменяет возможности для развития, только мотивация будет другой. Не «я мерзкий трусливый урод, меня все боятся, и поэтому мне срочно нужно измениться», а «я хочу наладить отношения с людьми, у меня плохо получается, и мне от этого грустно. Мне нужно еще многому научиться». Сделать что-то немного лучше, а не идеально.

В общем, не подавлять и воевать, а знакомиться. И побережнее к себе.

    http://www.psychologies.ru/
Записан
Страниц: 1 [2]
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC
При использовании любых материалов сайта активная ссылка на www.psygizn.org обязательна.
Модификация форума выполнена CMSart Studio

Sitemap