Ноябрь 12, 2019, 03:18:41
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Страниц: [1]
  Отправить эту тему  |  Печать  
Автор Тема: Желания и потребности.  (Прочитано 82 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« : Август 17, 2019, 06:25:59 »

                                                        Как различить свои истинные потребности и желания?

  Слишком многие люди тратят деньги, которые они с трудом заработали,
на вещи, которые им не нужны,
чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся.

Уилл Роджерс.


Важной составляющей финансовой грамотности является понимание того,
что такое потребность, а что — желание.

Потребности людей – это сложная тема, которую ученые-социологи
исследуют уже довольно длительное время. И это действительно интересно, ведь
наши желания зачастую являются первопричиной совершения различных
поступков.

Потребность — то, что нужно для выживания.

Желание — то, что нам хотелось бы иметь.

Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать
утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье, и т.д. Но за
большинство потребностей и желаний необходимо платить.

  Примеры потребностей:

 дом (в широком смысле);
 пища;
 здравоохранение;
 одежда.

Примеры желаний:

 технологические новинки (смартфоны, планшеты, компьютеры);
 ювелирные украшения;
 кино, телевидение, компьютерные игры.

   И потребности и желания, являются главной составляющей мотивации к
поступкам, или не просто частью, в некоторых случаях, – это и есть мотивация.

Потребность и желания, часто, – сложно отделить одно от другого. Но есть
принципиальное отличие.

Удовлетворение потребности – обеспечивает «жизнь в норме»,
удовлетворение же желания – обеспечивает жизнь лучше, чем нормально,
дает ощущение «счастья», или хотя бы: «кусочка счастья».

   Как легко и просто определить, что потребность, а что желание?

Удовлетворение происходит через реализации цели.

Если достигнув желанного, мы не оцениваем это как личный успех, это была
потребность, связанная с жизнедеятельностью вашего «Я».

Осознание успеха, радости, счастья, чувство гордости за себя после
достижения успеха связано с удовлетворением желания.

Когда мы стремимся, чтобы все «было нормально» - мы реализуем
потребности; чтобы быть счастливыми и успешными – желания.

    https://www.ggau.by/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #1 : Август 17, 2019, 06:28:09 »

  Потребности и желания
В одной дискуссии мне задали достаточно интересный вопрос: "меняются ли потребности в зависимости от опыта потребления (не желания, а потребности)"... Конечно меняются.

Есть предположение, что меняются желания, но потребности человека (как организма) остаются в любом случае одинаковыми - человек хочет есть, пить, спать, двигаться - это потребности. Остальное - это уже причуды собственного воображения. Когда наш опыт потребления растет, мы хотим не просто есть, пить, спать - наши потребности конкретизируются и становятся желаниями... Т.е. с опытом потребления меняются наши желания, а не потребности. Казалось бы, все логично. Но это не так.

Потребности относятся не только к физиологии. Наряду с физиологическими потребностями существуют потребности психологические. Ведь потребность - это ощущение нехватки чего-либо. Неудовлетворение потребностей сопровождается дискомфортом и различными другими "побочными эффектами" вплоть до когнитивного диссонанса :-)

Где грань, граница между потребностью и ее конкретизацией? Вопрос не понятный. Но изменяются ли потребности, или опыт потребления сказывается лишь на изменении наших желаний?

  На мой взгляд, наши потребности меняются так же. Почему? Когда растет культура потребления, то часто возникает ситуация потребления, которую можно сформулировать как "лучше ничего, чем ...". И таких примеров - масса. Лучше "никакого вина, чем плохого", лучше остаться голодным, чем поесть junk-food и так далее. Такая модель поведения уже не укладывается в тезис о том, что меняются лишь желания, а потребности фиксированы. Т.е. с ростом культуры потребления наши потребности начинают "наращиваться" и граница, за которую мы не перейдем даже при сильнейшем ощущении недостаточности или нехватки чего либо - постоянно двигается. Разве это не так?

Но в таком случае любимая всеми "пирамида Маслоу" - перестает работать. Ее строители (не путать их с Абрахамом Маслоу, который ничего подобного не имел ввиду) предельно упростили понимание потребностей, списав все на желание - и получилась логичная последовательность. Хотя ничего общего не имеющая с реальностью потребления. Для этого достаточно попробовать разложить по этой пирамиде самого себя, а не абстрактного потребителя - и упущения, упрощения и ошибки создателей такой пирамиды станут очевидными.

    https://slavinsky.livejournal.com/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #2 : Август 17, 2019, 06:32:06 »

                                                            Разница между потребностью и желанием.

Потребности несложно спутать с желаниями. Те и другие обладают побуждающей силой и в случае удовлетворения вызывают приятные эмоции. Однако это не одно и то же. Чтобы не путаться в понятиях, следует выяснить, чем отличается потребность от желания.

Содержание статьи:

Определение
Сравнение

Определение.

Потребностью называют ощущение необходимости в чем-то важном для полноценного существования, а иногда и выживания.

Желание – это осознанное стремление добиться обладания чем-либо, осуществления задуманного.

  Сравнение
Сначала обратимся к первому понятию и приведем примеры потребностей. Их можно поделить на два рода: физиологические и не относящиеся к телу. Так, еда, сон, тепло – это то, чего требует организм, а получение знаний, самовыражение, признание в обществе относится к духовным интересам человека. При этом отличие потребности от желания заключается в том, что она является первоначальным возбудителем активности.

Желания формируются на основе потребностей. Они возникают в сознании и показывают конкретные пути удовлетворения разнообразных нужд. Например, необходимость организма в получении жидкости вызывает желание пить, а под действием потребности проявить свой талант художник хочет создавать прекрасные картины. Однако соотношение рассматриваемых категорий бывает разным, и многие желания перерастают потребности. Последние ориентированы на обеспечение обычных нормальных условий, но человек зачастую хочет гораздо большего – жить не просто хорошо, а на максимально высоком уровне.

Следует отметить, что потребности являются более сильным фактором мотивации. Ведь без удовлетворения многих из них организм вовсе не способен существовать. При этом нередко получение того, что необходимо, воспринимается как должное и не вызывает особых эмоций. В то же время при исполнении желаний, часто не имеющих никакого отношения к вопросу выживания, человек может ощущать себя на вершине счастья.

В чем разница между потребностью и желанием? В том, что количество потребностей является ограниченным. Они существуют помимо воли человека и не бывают положительными или отрицательными. Между тем желания, представляя собой продукт ума, бесконечны. Их может возникать столько, насколько хватит фантазии. Тем не менее желания подконтрольны, и важно уметь не задумываться о чем-то запредельном, а больше радоваться тому, что есть сейчас.

   https://thedifference.ru/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #3 : Август 17, 2019, 06:33:35 »

                                          Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих].

Щербатых Юрий Викторович.

  Источник желания (потребности и мотивации)
Источник желания (потребности и мотивации)

Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Сократ

Человеку кроме еды (за счет которой он строит свое тело и получает энергию) жизненно важны еще два компонента – вода и кислород. Интересно, что в обычных условиях жадности по отношению к этим двум веществам у человека не возникает, а вот пищи люди могут поедать столько, что это становится опасным для здоровья. Такая избирательная жадность человека только по отношению к пище может быть вызвано рядом причин. Во-первых, воды и воздуха нельзя запасти впрок много. Кислород вообще не запасается, а лишняя вода тут же выводится из организма через почки, пот, легкие или кишечник. Во-вторых, чистая вода, как и чистый воздух не имеют запаха и вкуса – точнее, у нас отсутствуют специальные рецепторы, за счет которых мы могли бы получать разнообразные положительные ощущения, как это происходит с едой. Поэтому мы жадно дышим только после лишения воздуха (после пробежки или грубого нырка), а жадно пьем, если до этого потеряли много воды и долго были лишены жидкости (в пустыне или бане).[54]

Итак, под обжорством мы будем понимать жадное и избыточное поглощение именно пищи. Каковые причины этого явления? Оказывается, их множество, и лежат они на физиологическом, генетическом и психологическом уровне.

Физиологическая основа обжорства – чувство голода, которое возникает при нехватке питательных веществ в крови. Когда в крови становится мало глюкозы, специальные чувствительные датчики возбуждают «центр голода», расположенный в гипоталамусе, который, в свою очередь, посылает сигналы в кору мозга, включая программу по добыванию пищи. Эта реакция закреплена на генетическом уровне, так как наши предки периодически голодали, и им нужно было наедаться впрок, чтобы не умереть. Однако для этого древнему человеку приходилось изрядно побегать по полям и лесам, чтобы добыть себе пищу, в то время как нашему современнику достаточно открыть дверцу холодильника или заглянуть в ближайшую закусочную. В первобытные времена голод был нужен, так как не только сообщал человеку, что его «топливный бак» пуст, но и стимулировал нашего предка к двигательной активности. «Больше побегал – больше поймал», – таков был девиз эволюции, замененный в наше время на другой – «Плотней поужинал – дольше поспал». В результате современный человек получает энергию, почти не расходуя калорий на ее добывание, а в итоге – набирает вес и получает дурную привычку к избыточному питанию.

Бывает довольно затруднительно определить, где нормальное количество пищи, а где – переедание. Никакие таблицы расчетов калорий не помогут в этом вопросе. Потому что каждый человек уникален! С этим тезисом согласен даже такой признанный эксперт в области здорового образа жизни, как Аллен Карр, который писал: «У меня не получалось вычислить границу между едой и перееданием. Поглощение пищи необходимо для выживания. Это приятное занятие, от которого мы можем получать удовольствие на протяжении всей жизни. Переедание же – серьезный недуг, который укорачивает жизнь и ухудшает ее качество. Оно разрушает самоуважение и не дает возможности получать удовольствие от пищи».

Кто же поможет нам отличить первое от второго? Врачи? Диетологи? Гомеопаты? Ответ будет простым и обескураживающим: только ваш собственный организм, только голос вашего подсознания, не замутненный «научными теориями» и советами «знатоков».

Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #4 : Август 17, 2019, 06:34:12 »

  Сколько бензина нужно автомобилю для преодоления 100 км дороги? На данный вопрос любой водитель уточнит: «О каком автомобиле идет речь?» Малолитражке «Оке» хватит 5 литров, а КамАЗу не хватит и 15. И потом, по какой дороге они будут ехать, и с какой скоростью? По асфальтовому шоссе или по ухабам проселочной дороги? Точно так же и разным людям требуется разное количество пищи – в зависимости от их массы, обмена веществ, темперамента и рода деятельности. И подсказать правильный ответ может только сам организм – если его внимательно слушать и распознавать его знаки.

Психологических причин обжорства может быть очень много. Перечислим хотя бы часть из них:

1. Обжорство может являться реакцией на стресс, скуку, плохое настроение, меланхолию, тревожность – и что-то еще. В этом случае человек как бы «заедает» нерешаемые проблемы, компенсируя плохое настроение положительными эмоциями от принятия пищи. Еда становится навязчивой привычкой, то, что психиатры называют компульсивным поведением. Многие специалисты отмечают, что для некоторых людей вкусная пища становится своеобразным наркотиком, которым они заполняют эмоциональную пустоту или подслащивают неприятные жизненные сюрпризы. И не важно, что окажется в качестве лекарства – это может быть пирожное, мороженое, картошка фри, пицца, шоколад или чизбургер. Как указывают психологи и диетологи, для людей с компульсивным перееданием нередко характерна пониженная самооценка, ощущение отсутствия контроля их собственного поведения и чувство беспомощности. По крайней мере, половина людей с этим расстройством эпизодически чувствуют себя подавленно и впадают в депрессию. Они отмечают, что случаи обжорства приходят к ним во время смены настроения, особенно когда они испытывают раздражение, злость, грусть, волнение, расстройство, или те или иные трудности в жизни. Как пишут российские специалисты-диетологи, отсутствие «сладости» в жизни компенсируется сладостью пищи. И все, казалось бы, хорошо, если бы не побочные эффекты такой «психокоррекции».[55]

2. Обжорство бывает реакцией на длительное воздержание от пищи в связи с соблюдением диеты или добровольного отказа от пищи по религиозным или косметическим причинам. Например, наши предки широко отмечали Масленицу, предаваясь самому настоящему обжорству, поглощая в огромных количествах блины с всевозможными начинками. После начинался Великий пост и они голодали, а на Пасху снова наедались вволю. Подобным образом люди, беспокоящиеся о своей фигуре, сначала демонстрируют стойкость, доходящую до аскетизма, питаясь буквально крохами и подсчитывая каждую калорию, а потом сдаются и быстро наверстывают потерянные килограммы.

 
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #5 : Август 17, 2019, 06:35:17 »

  3. Избыточное питание может быть вызвано издержками воспитания или просто примером родителей, стиль жизни которых копируется детьми с самого раннего возраста. Привычный стиль питания в семье определяет, какую пищу и в каком количестве будут употреблять люди, ставшие взрослыми. Если в семье принято есть много жирной или углеводной калорийной пищи, причем в любое время суток – особенно поздно вечером, то в 70–80 % случаев повзрослевшие дети так же грешат избыточным питанием, периодически устраивая ночные сеансы обжорства. Последовательность закрепления «плохих» поведенческих привычек следующая: сначала дети видят соответствующее поведение родителей, которые помногу или часто едят. Затем они начинают невольно копировать примеры старших. После многократного повторения формируется «устойчивый динамический стереотип» – то есть цепь условных рефлексов, которая запускается по любому поводу, но особенно часто – при недостатке положительных эмоций. Чем привлекательна привычка – тем, что она позволяет без дополнительных затрат времени и сил выполнять действия автоматически. И при этом не важно, что родителей может беспокоить полнота детей и они будут пытаться сдерживать их аппетит. Как пишут признанные эксперты в области снижения веса Михаил Гаврилов и Ирина Мальцева, «самое неприятное в этой ситуации – дети, которые обычно копируют поведение своих родителей, не слова или лозунги, а именно поведение».[56]

Интересно отметить, что стиль питания имеют не только отдельные семьи, но и национальности. Если взять две страны – Великобританию и Россию, то можно увидеть, как отличаются подходы к кормлению детей в этих странах. Если в России принято жаловаться на плохой аппетит ребенка и кормить его, даже если он не хочет есть, то в Англии принято слегка недокармливать детей, полагаясь на их аппетит, а не на взгляды родителей.  Если полненький, пухлый ребенок в России – гордость родителей, а худой – предмет их заботы, то в Англии все с точностью до наоборот: худенькие дети считаются более здоровыми. Вот как описывает особенности национальных традиций в отношении питания журналист-международник В. Овчинников в документальной повести «Корни дуба»:

 «Однажды мы с женой гостили на севере Англии в семье преподавателей русского языка. Супруги проходили практику в СССР, неплохо знали наш быт и учили говорить по-русски своего шестилетнего сына.

– Ну-ка, Тони, иди сюда. Расскажи нам, как ты себя ведешь, как ты кушаешь? – обратилась к нему моя жена.

Эта привычная нам фраза заставила хозяев весело смеяться.

– Нас всегда удивляло и даже забавляло, – говорили они, – что в представлении советских родителей хорошо кушать – значит хорошо себя вести. Если ребенок может сам держать ложку, английской матери вряд ли придет в голову обращать внимание на его аппетит. Как и сколько он ест – его дело. Тем более что дети, как правило, съедают все, что им дают: ведь их куда чаще недокармливают, чем перекармливают…
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #6 : Август 17, 2019, 06:36:17 »

  Действительно, англичанам свойственно считать голод одним из рычагов воспитания, эффективным средством закалки воли и формирования твердого характера, равнодушного к лишениям и невзгодам. Предполагается, что обладатель подобных качеств должен быть худощавым, поджарым. И подчас, кажется, что английских родителей больше всего беспокоит, как бы их дети не переели.

Когда итальянская мать хочет похвалиться своим ребенком, она с гордостью показывает его пухленькие ручки и ножки. Но при виде их английская туристка с трудом скроет неодобрительную гримасу. Пухлый ребенок считается здесь перекормленным и нездоровым. А полные дети – поистине несчастные существа в условиях английской школы. Их не только дразнят, но прямо-таки травят. В Лондоне редко увидишь не то чтобы полного, а действительно упитанного ребенка; если и бывают исключения, то, как правило, не в английских семьях.

Пищу для размышления дает и такой парадокс. Англичане большие сластены, причем бросается в глаза, что реклама шоколада или конфет адресована в этой стране не детям, а именно взрослым. Чтобы подобное пристрастие не повлияло на стройность фигуры, мужчинам и женщинам на каждом шагу внушают есть больше овощей и фруктов, исключая из рациона хлеб и мучные изделия. Однако, когда речь заходит о детях, которым тоже полагается быть худощавыми и стройными, никто уже не вспоминает о витаминах и соках и упор делается на «простую», то есть преимущественно мучную, пищу.

В стране Оливера Твиста детей отнюдь не балуют в смысле лакомств. Телевизионная реклама куда чаще, чем мороженое и леденцы, восхваляет консервированный корм для кошек и собак. И если содержание домашних животных – неприкосновенная статья в семейном бюджете, то экономить на питании детей считается вполне допустимым.

Английские школьники возвращаются домой в половине пятого. Многие из них за весь день имеют горячую пищу только в школьной столовой. Прославленный английский завтрак из овсяной каши и яичницы с беконом сохранил свое существование в большинстве семей лишь в выходные дни. Матери подчас полагаются на то, что дети как следует обедают в школе. Но нередко бывает, что подросток предпочитает не передавать по назначению плату за школьные обеды, а оставляет эти деньги себе на карманные расходы.

Словом, преобладает мнение, что голод не только воспитывает характер, но и идет на пользу детскому организму. Считается, что полный ребенок – это испорченный ребенок. Худощавость же служит признаком крепкого здоровья, хорошего воспитания».[57]

  Интересные картинки, не правда ли? Однако не все меняется к лучшему в этом лучшем из миров. Отношение к еде, о котором рассказывает Овчинников, относится к Англии 70-х и 80-х годов. К сожалению, сейчас картина несколько иная. Все больше жителей Великобритании (особенно молодежи) перенимают американские пищевые привычки – гамбургеры, хот-доги, фастфуд, сладкие газированные напитки и т. д., а в результате все больше англичан страдают от избыточного веса. Когда я бывал в Лондоне в начале 90-х, мне бросилось в глаза, что там относительно много или очень худых или очень полных людей, а в настоящее время Англия уже на четвертом месте в мире по ожирению.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #7 : Август 17, 2019, 06:37:00 »

  Возможно, что это явление связано с тем, что в Великобритании идет размывание национальной культуры (в том числе – пищевых традиций): в страну прибывает все больше индийцев, пакистанцев и африканцев, а психологически англичане подвергаются мощному давлению американской рекламы, продвигающей нездоровую пищу. Печально думать, но не исключено, что и наша страна может перенять столь нездоровый опыт питания – если мы вовремя не начнем заботиться о своем здоровье.

Генетические причины в основном характерны для булимии и гораздо реже лежат в основе греха обжорства. Ученые из Кембриджского университета обнаружили, что причины неконтролируемого обжорства, которым страдают некоторые люди, следует искать не в психике, а в генах, – к таким выводам они приходят в статье в журнале «Science». Руководитель проекта И. С. Фаруки утверждает, что часть пациентов, страдающих неконтролируемым обжорством и постоянно ощущающих чувство голода, обладают генетической мутацией – отсутствием или нехваткой в организме гормона лептина. После того как им были сделаны инъекции гормона, они ели значительно меньше. Оказывается, этот гормон регулирует в организме чувство голода и сигнализирует определенным участкам мозга, что организм человека уже насытился. Если в организме человека не хватает лептина, то люди постоянно испытывают чувство голода и не могут остановиться в еде, набирая вес.

Чтобы посмотреть, как работает лептин, исследователи демонстрировали подопытным пациентам изображения различных видов продуктов – от «вкусных» – торты, пицца, до относительно «безвкусных», таких как цветная капуста или брокколи. Пациенты с генетическими расстройствами одинаково воспринимали все виды продуктов – им было не так важно, что они едят – главным было утолить волчий голод. Именно эти пациенты ели слишком много и страдали ожирением. Затем, используя метод магнитно-резонансной томографии, исследователи выделили отдельные участки мозга, которые «реагировали» на картинки с едой. После того как пациенты получили инъекции лептина, реакция тех областей мозга, которые перед этим показывали активную реакцию на картинки еды, менялась. Они включались только у тех людей, которые перед этим долго не ели и были спокойными в остальное время. Это желание поесть можно определить как биологический голод, но не как жадность, связанную с обжорством, которая заставляет людей переедать. Со временем подобные исследования помогут создать лекарства, помогающие воздействовать на определенные участки человеческого мозга и блокировать желание обжираться сверх меры.

  https://psy.wikireading.ru/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #8 : Август 17, 2019, 06:52:33 »

                                                                     Теория основных желаний Стивена Райсса.

 Cо временем мне стали чужды
все человеческие нужды— К. Лощевский
В философии и мотивационной психологии есть множество моделей, описывающих поведение человека. Зачастую они предлагают сводить всё многообразие побуждений к нескольким основным мотивам, порой к нескольким десяткам. Иногда они сводят все желания человека к одному (например, к стремлению к счастью) или двум (например, поиску эмоционального вознаграждения и избеганию страданий).

В дневниках Даниила Хармса есть записи о земном интересе — пища, питьё, тепло, женщина — и небесном. Небесный интерес заключается в поиске бессмертия, которого люди пытаются достичь, в свою очередь, одним из трёх способов: продолжить род, обессмертить имя или достигнуть вечной жизни через святость.

Широкую известность получила «пирамида Маслоу». Маслоу предположил, что у человека существуют потребности физические, социальные и потребность в самореализации. Маслоу полагал, что, удовлетворив потребность в пище, сне, тепле, человек затем озадачивается половым вопросом и социальным признанием, после чего достигает уровня, в котором можно заняться уже самоактуализацией.

 Cо временем мне стали чужды
все человеческие нужды— К. Лощевский
В философии и мотивационной психологии есть множество моделей, описывающих поведение человека. Зачастую они предлагают сводить всё многообразие побуждений к нескольким основным мотивам, порой к нескольким десяткам. Иногда они сводят все желания человека к одному (например, к стремлению к счастью) или двум (например, поиску эмоционального вознаграждения и избеганию страданий).

В дневниках Даниила Хармса есть записи о земном интересе — пища, питьё, тепло, женщина — и небесном. Небесный интерес заключается в поиске бессмертия, которого люди пытаются достичь, в свою очередь, одним из трёх способов: продолжить род, обессмертить имя или достигнуть вечной жизни через святость.

Широкую известность получила «пирамида Маслоу». Маслоу предположил, что у человека существуют потребности физические, социальные и потребность в самореализации. Маслоу полагал, что, удовлетворив потребность в пище, сне, тепле, человек затем озадачивается половым вопросом и социальным признанием, после чего достигает уровня, в котором можно заняться уже самоактуализацией.


  В 1998 году американский психолог Стивен Райсс предложил собственную модель, в которой человек рассматривается в фокусе шестнадцати первичных потребностей, каждая из которых действует независимо от других, и индивидуальный набор силы проявления которых разнится от одного к другому. Число «16» не должно вводить в заблуждение, базовые желания — не психотипы, и Райсс рассматривал варианты с 10-ью или 17-ью основаниями, но нашёл их менее функциональными.

Профессор Райсс создал свою теорию после выхода из больницы, где ему поставили смертельно опасный диагноз.

Когда мы сталкиваемся с трагедией, мы пересматриваем, что нами сделано, размышляем, что могли бы сделать, и задаёмся вопросом, что это значит. Мы узнаём, кто мы есть и что мы в действительности ценим.

Так, размышляя о смерти, эгоизме и долге, он пришёл к выводу о неудовлетворительности концепции, согласно которой человеком руководит просто «принцип удовольствия». Ведь один человек предпочитает задержаться на работе, а другой — провести время с семьёй, и то, что оба они руководствуются желанием чувствовать себя хорошо и избегнуть неприятностей, никак не помогает нам понять, почему же они в итоге принимают противоположные решения.


Изучив историю вопроса, Райсс обнаружил, что, по Платону, человеком движет стремление к истине, во фрейдизме — Эрос и Танатос,  у Юнга — воля к жизни, у Адлера — превосходство и власть. Карл Роджерс предполагал, что два основных желания: самореализация и самопризнание. Джеймс создаёт уже более подробный перечень основных инстинктивных желаний: бережливость, созидание, любознательность, самолюбование, семья, охота, порядок, игра, секс, стыд, боль, стадность и месть. В дальнейшем МакДугалл расширяет этот список и продолжает исследования, а Мюррей отталкивается от него в разработке собственного перечня и в 1938 предлагает свой Тематический апперцептивный тест (TAT).



 
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #9 : Август 17, 2019, 06:55:04 »

  Однако теории Джеймса и МакДугалла не нашли отклика ни в лагере психоаналитиков, ни в лагере бихевиористов. Первых не устраивало чересчур сложная схема множества инстинктов, а вторых — возможность унаследования степени их выраженности.

Райсс посчитал, что необходимо объединить достижения психологии (в основном, методики) и философии (смысловые концепции) для разработки наиболее адекватной теории. Для этого было сформулировано 328 изначальных целей, сведённых путём факторного анализа к 16, так как именно 15 – 16 категорий охватывали цели с наибольшей степенью полноты и точности. Важным моментом было то, что жизненно важные потребности, которые не имеют индивидуального проявления (например, потребность в воде), были исключены. Было обследовано 6000 человек.

Эффект самообнимания  — склонность проецировать на других собственную мотивационную модель, ожидая, что другие должны» руководствоваться тем же, что и вы.

Важным понятием теории является эффект самообнимания. Эффект самообнимания заключается в склонности людей проецировать на других собственную мотивационную модель, ожидая, что другие «должны» руководствоваться тем же самым. Эта проблема — одна из глубоких причин непонимания и конфликтов в человеческом обществе, столкновения с Другим.

Райс пишет об этом:

Ваш босс испытывает основные желания совершенно иначе, чем вы. Родители испытывают основные желания совсем не так, как их дети. Жены испытывают основные желания совершенно иным образом, нежели их мужья. Секс одним людям доставляет значительно большее удовольствие, чем другим, что частично связано с индивидуальным разнообразием в генах, которые стимулируют интерес к сексу. Точно так же отцовство и материнство доставляют намного большую радость одним по сравнению с другими. Поскольку мы не можем сами пережить степень того удовольствия, которое другой человек получает от секса или от отцовства/материнства, мы иногда не можем определить, в какой мере эти желания являются или не являются мотивационными для других людей. Мы зачастую не понимаем, почему некоторые люди реагируют на секс или на отцовство/материнство отлично от нас, потому что мы не представляем себе, как генетические различия между нами порождают различную интенсивность удовольствия.

«Каждое из 16 желаний в действительности представляет собой группу взаимосвязанных мотиваций», — пишет Райсс.



 
 
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #10 : Август 17, 2019, 06:57:19 »

  Итак, вот 16 базовых желаний по Райссу с учётом эффекта самообнимания:

Признание — потребность в одобрении, присоединении к группе. Эта же потребность выражается в желании быть любимым. При сильной проявленности побуждает людей избегать внимания, критики и публичных выступлений, также трудных задач. Связана с самооценкой и чувством собственного достоинства. Эффект самообнимания для этой потребности проявляется в том, что человек с сильно выраженной потребностью в признании воспринимает себя как ненавязчивого, со слабой — как уверенного. Другой, то есть человек с сильно иной потребностью в признании, будет восприниматься нами как слишком впечатлительный либо, наоборот, самодовольный.

Любопытство, или любознательность, — потребность в обучении, жажда знания. Райсс подчёркивает, что это не интеллект (способность к лёгкому познания вещей), а то, какие эмоции индивид получает от процесса познания. Кроме того, можно быть любопытным, но не любить интеллектуальные игры (шахматы, бридж), поскольку они не связаны с поиском истины. Любознательные люди чаще других задают вопросы. Эффект самообнимания проявляется так: я (умный / практичный), другой (простоватый / зануда).

Еда — потребность в питании. Также застольные обычаи и охота. Эффект самообнимания: я (гурман / благоразумный), другой (ограничивающий себя / обжора).

Семья — потребность растить детей, материнские и отцовские инстинкты. Эффект самообнимания: я (ответственный / независимый), другой (эгоистичный / домосед).

Честь — потребность в верности ценностям этнической группы, клана и родителям. Связана с патриотизмом. Эффект самообнимания: я (принципиальный / рациональный), другой (бесчестный / ханжа).

Идеализм — потребность в социальной справедливости и равенстве. Вызывает интерес к благотворительности и политике. Эффект самообнимания: я (сострадательный, справедливый / реалист), другой (циник / мечтатель).

Независимость — потребность в свободе, самоопределении и в том, чтобы полагаться на свои силы. Эффект самообнимания: я (независимый, самостоятельный / преданный), другой (незрелый / упрямый).

Порядок — потребность в предсказуемом и организованном окружении, в чистоте. «Каждому человеку присущ свой уровень порядка в качестве наиболее комфортного». Эффект самообнимания: я (организованный / гибкий), другой (неряшливый / педант, перфекционист).

Физическая активность — потребность упражняться. Люди, занимающиеся спортом, в разной степени делают это для пользы и для удовольствия. Эффект самообнимания: я (активный / спокойный), другой (ленивый, физкультурник).

Власть — потребность проявления воли, желание оказывать влияние на других людей, достигать успеха. Честолюбие, доминирование. Эффект самообнимания: я (лидер / расположенный к людям), другой (ленивый / властный).

Романтика — потребность в сексе и, одновременно, эстетике. Эффект самообнимания: я (чувственный / аскетичный), другой (фригидный / гедонист).

Бережливость — потребность что-либо собирать, накапливать. Связана с такими качествами как скупость, расточительность и склонность к коллекционированию. Эффект самообнимания: я (экономный / наслаждающийся жизнью), другой (расточительный / скряга).

Общение — потребность в общении и друзьях (равных отношениях). Эффект самообнимания: я (открытый / серьёзный), другой (замкнутый / поверхностный).

Статус — потребность в социальном положении/важности, внимание к репутации и производимому впечатлению, к титулам и наградам, престижу и потреблению premium-класса. Высокий или низкий уровень этой потребности отражает одновременно самооценку и восприятие окружающих. Эффект самообнимания: я (элита / непредвзятый), другой (незначительный / сноб).

Покой — потребность в безопасности, эмоциональном комфорте. Эта потребность тесно связана с интенсивностью переживания боли, стресса и страха. Эффект самообнимания: я (осторожный / смелый), другой (авантюрный / боязливый).

Месть — потребность давать сдачи, соревноваться и побеждать. Связана с гневом и ненавистью. Эффект самообнимания: я (победитель / бесконфликтный), другой (пассивный / агрессивный).

Каждая потребность у человека может быть выражена в разной степени. Райсс остановился на трёх пограничных значениях: слабая проявленность, средняя и сильная. Схема даёт широкое многообразие людских типажей, поскольку потребности рассматриваются как независимые друг от друга.

  В книге Райсса «16 стремлений к Богу» исследуется психология религии:
по его мнению, вера удовлетворяет все шестнадцать базовых потребностей

 14 потребностей могут быть в той или иной степени обнаружены у животных, 12 могут задействоваться в религиозных практиках, что вполне соответствует религиоведческой позиции: религия не может уложиться в рамки нескольких психосоциальных функций и не должна рассматриваться уже, чем «форма культуры».

Что касается постоянства потребностей, то повторные исследования показали крайнюю устойчивость 16 базовых желаний у людей со временем. Похоже, что они обусловлены генетически или формируются уже в раннем возрасте. «Люди могут меняться, но до определённой степени и не очень легко».

Райсс говорит, что на 16 потребностей есть всего 6 сфер их удовлетворения: семья, взаимоотношения, работа, духовная жизнь, спорт и счастье

Различия полов статистически усредняются из-за частных отклонений. При этом сохраняется тенденция мужчин чаще быть агрессивными и менее нуждаться в покое, хотя сила родительских инстинктов у обоих полов разнится слабо. Райсс пишет, что не нашлось корреляции между потребностями и этническими группами, но признаёт, что исследованию подвергались только представители Америки, Канады и Японии. Поэтому он не готов делать выводы о роли культуры и воспитания в формировании потребностей, склоняясь пока к тому, чтобы считать её всё-таки меньшей, чем роль генетики. Во всяком случае, профессиональные тесты выявили, что разные профессии привлекают разных людей.

Разработаны тесты, которые предполагают более сотни вопросов и иногда даже контрольную сверку с использованием анкет наблюдателей, оценивающих со стороны. Простейший же тест состоит из 16 вопросов такого вида: «вы обычно испытываете большую или меньшую потребность в независимости (как пример), чем ваши сверстники?». В таком варианте точность зависит просто от понимания себя и других людей, а также сути каждой потребности.



 
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #11 : Август 17, 2019, 06:57:52 »

  Модель Райсса представляет собой ценный психологический и социальный инструмент, уже взятый на вооружение кадровыми отделами крупных корпораций и применяющийся в профессиональном спорте. Однако причины и цель её создания представляли нечто более важное: это посильный вклад автора в понимание природы человека.

Так, Райсс говорит, что на 16 потребностей есть всего 6 сфер их удовлетворения: семья, взаимоотношения, работа, духовная жизнь, спорт и счастье.  При этом предлагается различать «чувственное счастье», которое приносит удовольствия в настоящем времени и «ценностно-ориентированное счастье», которое наполняет нашу жизнь смыслом. Некоторые люди сосредотачиваются на первом, но в какой-то момент могут почувствовать опустошение. И хотя нет причин отказываться от простых радостей, гораздо важнее «ценностно-ориентированное счастье», — тем более, что именно оно поддерживает жизнь в людях, оказавшихся в ситуациях болезней, травм, социальных потрясений и других обстоятельств, которые не всегда можно выбирать.



Теория основных желаний Стивена Райсса — Журнал «Эрос и Космос», http://eroskosmos.org/
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #12 : Август 17, 2019, 08:24:10 »

                                                                   Потребность, желание, действие.

 
 Идея потребности, как это мы показали ранее, сама по себе не в состоянии оказать влияние на наше поведение. Для этого она должна быть испытана мною, т.е. потребность должна превратиться в желание. Поэтому мы должны ответить на вопрос, как и что возбуждает наши желания.

 Если в данный момент я не хочу есть, то это не значит, что я не захочу этого через два часа или немедленно, если увижу, как обедает кто-то другой, или представлю в уме, как он обедает. Чтобы появилась потребность, т.е. чтобы идея потребности стала "работать" через меня, требуются следующие основные условия: а) появление объективной нужды, осознаваемой как определенная потребность, желание; б) образование ситуации, которая вызывает появление в моем сознании образов, соответствующих данной потребности. То, что вызывает потребность и способствует этим двум указанным условиям, образует потребностную ситуацию.
Коротко процесс возбуждения потребности и превращения ее в конкретное желание проходит следующие стадии: потребностная ситуация, актуализация образов, предвосхищение удовлетворения в связи с потребностными образами, появление мотивов и определенного поведения, направленного на определенные цели. Если потребность не отразилась в конкретных мотивах, то она плохо осознается и переживается как неопределенное влечение. Когда же она осознана в определенных мотивах, то проявляется как некое желание. Поэтому управление потребностями всегда является управлением желаниями.

Желание всегда конкретно, определенно. Я хочу чего-то в данный момент, и это желание должно реализоваться в конкретных действиях. Поэтому можно говорить, что потребность на уровне желания выступает всегда как потребность в определенном действии. Но тогда управление желаниями возможно лишь при управлении конкретными действиями. Если я не начну затягиваться, то ставлю препятствие в реализации потребности в курении. Но трудность как раз в том и состоит, что очень тяжело сдержать или прекратить эти действия удовлетворения потребности. Если я достал папиросу и спички, зажег их, то очень трудно перестать курить. Поэтому проблема управления потребностями всегда состоит в том, чтобы заранее прекратить процесс развертывания пот ревностного цикла на той его стадии, пока это сделать легко.

Когда это легко? Разумеется, на стадии образа, когда потребность еще только начинает обрастать образами и конкретного мотива поведения пока нет. Невозможно хотеть есть, если в голове нет пищевых образов, точно так же невозможно хотеть курить, если в моем сознании нет образов, порождаемых теми ощущениями, которые имеют место в курении. Следовательно, тот, кто желает управлять потребностями, должен стремиться своевременно переключить энергию потребности на что-то другое. А чтобы уметь это делать, надо знать, как происходит порождение желания, уметь наблюдать этот процесс в себе.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #13 : Август 17, 2019, 08:25:41 »

  Ниже мы познакомимся с методами самонаблюдения, которые позволяют открыть в себе динамику желаний и потребностей с целью их контроля. А сейчас мы можем начать наблюдать за собой с целью ответа на вопрос: как во мне происходит зарождение желаний? Опыт такого созерцания необходим для приобретения власти над самим собой.

Потребность, возбуждаясь, порождает общее состояние, которое характеризуется некоторой напряженностью, ощущением недостатка чего-то. Это потребностное состояние завершается принятием решения действовать определенным образом, выбором конкретной цели и способов ее достижения. С момента принятия решения и программы действия потребностное состояние переходит в активное поведение. Здесь уже действуют другие законы: потребность на время утихает и наступает фаза инструментальной активности. Если я решил поесть, но в холодильнике ничего нет, то я отправляюсь закупать продукты, а затем начинаю готовить пищу. Эти действия сами по себе уже не носят непосредственно потребностного характера. Данный промежуток между потребностным состоянием и достижением цели может быть очень большим. С достижением цели происходит удовлетворение потребности. Это новая важная стадия развертывания потребностного цикла, сущность которой состоит в технике удовлетворения потребности.

                                               Техника удовлетворения потребности.

   Деятельность, которая наступает после достижения цели (мы принесли продукты и приготовили пищу), представляет собой технику удовлетворения потребности, т.е. совокупность скоординированных действий, исполнение которых производит насыщение потребности, устраняет ее напряжение и вызывает ее успокоение.
Потребность утолена, активность на время снижается, или на смену одной потребности приходят другие.
Подытожим основные стадии потребностного цикла. Обстоятельства или нужда способствуют возбуждению потребности, появляются образы, формируются мотивы, происходит выбор цели, осуществляется деятельность по ее достижению, и после этого потребность удовлетворяется.

Все потребности носят циклический характер ("напряжение и удовлетворение"), но в некоторых потребностях этот цикл выражен отчетливо и определяется временными условиями (сон - бодрствование, потребность в пище, потребность в активности), а у других цикличность сглажена. Например, потребность в общении не обнаруживает цикличности столь отчетливо, хотя в ней есть периоды напряжения, проявляющиеся в остром чувстве одиночества, и периоды отсутствия потребности в общении, тяги к уединению. Те и другие периоды в какой-то степени скоординированы во времени.

Завершением любого потребностного цикла является техника удовлетворения потребности. Она может быть в основе своей врожденной, но с социальной ее стороны техника удовлетворения является продуктом воспитания. Мы обучаемся есть, пить, общаться, выражать восхищение или печаль, стремиться к успеху, наслаждаться престижем или вниманием других. Смысл жизни и сопутствующее ему чувство в большей степени определяются нашей способностью быть удовлетворенными, чем какими-то другими факторами. Есть люди, которые в окружении людей страдают от одиночества, так как они не в состоянии включиться в общение и удовлетворить свою потребность в нем. И есть люди, которые при кажущемся одиночестве не одиноки, поскольку удовлетворены своим общением, например, с книгами, немногими друзьями или деловым общением.

В свете сказанного познание самого себя есть в значительной степени познание собственных потребностей, их циклов, но особенно важно осознание своей техники удовлетворения потребностей. Если я знаю себя и свою технику, то, например, при недостатке контактов и одиночестве в состоянии понять, что причина моего одиночества кроется во мне, а не в испорченности других людей или в их примитивности. Юноша, жалующийся на одиночество, может установить, что его техника самовыражения или удовлетворения потребности, скажем, в престиже проявляется в примитивном хвастовстве или выпрашивании похвал до такой степени, что его друзьям общаться с ним неприятно и они избегают его. Или он настолько занят собой, своими вопросами, что другие интересуют его лишь постольку, поскольку в них он видит внимательных слушателей. Если эти другие поняли это, то юноше или девушке не следует удивляться странному стечению обстоятельств, в результате которых они оказываются в одиночестве. Ведь другие тоже имеют свои потребности и не всегда желают выступать лишь в качестве средства удовлетворения потребностей других. Здесь мы подходим к очень важной форме проявления техники удовлетворения потребностей в социальном контексте нашей жизни.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #14 : Август 17, 2019, 08:26:14 »

  Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении
В одной из своих лекций по психологии межличностного взаимодействия я сформулировал тезис, указанный в заголовке этого параграфа. Один из слушателей возразил мне: "Я не могу понять того, что потребности могут удовлетворяться не вещественно, а в поведении других. Если моя дочь хочет дорогие джинсы, то эта ее потребность весьма вещественна".

Человек - существо социальное С самого начала его потребности даже в пище, общении, комфорте, безопасности и другие удовлетворяются через другого человека, вначале через мать, близких, а потом через совокупную активность всего общества. С формированием личности возникают социальные потребности, а биологические приобретают социальный характер. И самое удивительное в том, что многие потребности чаще всего удовлетворяются в символическом поведении, в поведении других людей, невещественно. А вещные условия удовлетворения остаются лишь условием, средством, а не самим удовлетворением. В данном случае джинсы выступают в качестве опосредующего вещественного элемента удовлетворения, так как они порождают определенные отношения и поведение других людей, ориентированное на обладателя этих джинсов. Если бы другие не реагировали на обладателя джинсов благоприятным образом, то джинсы не приобрели бы той способности удовлетворять потребность во внимании со стороны других, интересующихся прежде всего не человеком, а тем, что на нем надето. Таким образом, джинсы могут удовлетворить потребность быть членом группы обладателей аналогичной одежды и прочие потребности, которые удовлетворяются в поведении других. Моя потребность во внимании удовлетворяется в действиях внимания другого, потребность в нежности - в действиях нежности (скажем, она погладила меня по голове и сказала: "Милый"). Символические действия (вас, например, внесли в список самых талантливых или остроумных работников вашего отдела), выполняемые другими, удовлетворяют вашу потребность в самоуважении, а может быть, в признании или престиже. Потребность в любви удовлетворяется в любовных действиях любимого человека, потребность в помощи - в действиях помогающего человека. Можно удлинить этот список примеров. Но лучше обобщить сказанное, сформулировав утверждение: "Социальные потребности человека удовлетворяются в межличностном взаимодействии, в общении людей". И в зависимости от техники общения мы можем судить о том, какая потребность удовлетворяется. Поэтому говорить о потребности в общении как таковой трудно, так как это слишком обобщенное понятие, под которым может скрываться любая из перечисленных выше потребностей, - ведь все они удовлетворяются в общении.

Сказанное позволяет нам иначе взглянуть на свое окружение и на общение. Вопрос "Какие мои потребности удовлетворяются в общении с такими-то людьми?" может дать мне необыкновенно важные сведения о самом себе. Я могу и задаться вопросом "Почему я нуждаюсь в общении с этими людьми?", ответ на который поможет уяснить ту технику удовлетворения и те потребности, которые я удовлетворяю в общении. Тогда мне станут понятными и причины, порождающие мои конфликты в отношениях с этими людьми. Более того, мне удастся ответить и на вопрос о том, какого рода удовлетворение они получают от общения со мной. Мой опыт психологического консультанта говорит о том, что такой анализ позволяет во многом улучшить психическое состояние. Представьте себе девушку, думающую, что она влюблена в человека, за которого собирается выходить замуж. На самом же деле ее любовная установка и стремление заключить брак являются лишь завуалированной формой бегства из родительской семьи, где ей трудно живется, а своего избранника она не любит. Под видом любви здесь проявляют себя страх одиночества и потребность в защите от, допустим, мелочного и унизительного контроля родителей за ее поведением.

Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23500



« Ответ #15 : Август 17, 2019, 08:27:32 »

  "Мне кажется, что ваш тезис о том, что наши потребности удовлетворяются в общении или в межличностном взаимодействии людей, слишком узок. Ведь есть потребности, которые удовлетворяются вне общения, например потребность в дыхании, в отдыхе, в повышении статуса. Ведь когда я окончу институт, то я получу диплом, и он, сам по себе просто открывая новые возможности в моей жизни, даст мне глубокое удовлетворение, в том числе и в повышении социального статуса". Такое возражение мне однажды пришлось слышать от студента на своей лекции по самовоспитанию.

Чтобы ответить на него, нужно глубже поразмыслить над понятием "межличностное взаимодействие". Ведь оно может быть непосредственным (например, в общении с другом) и опосредованным (через письма или литературу). В данный момент, когда вы читаете эти строки, вы общаетесь с автором, хотя и косвенно. Думаю, что, прочитав эту книгу, вы поймете меня больше, чем те, которые находятся со мной в непосредственном общении, но не интересуются моими идеями по самовоспитанию, например мой племянник. Следовательно, и в опосредованном взаимодействии могут удовлетворяться наши потребности.

Межличностное взаимодействие осуществляется и в символической форме. Букет цветов, который вы получили в день рождения, имеет совсем другое значение, чем тот же букет, который появился ни с того ни с сего с запиской от неизвестного, который намекает, что он вас любит. Ни одна девушка не может остаться равнодушной к такому символическому проявлению чувств. Символы, с помощью которых мы выражаем свое отношение к другим, одновременно являются и актами, восприятие которых ведет к определенному удовлетворению у того, на кого они обращены.

Итак, другой человек, с которым мы вступили в общение, приобретает для нас особое значение. Это уже не просто мужчина (женщина, юноша, девушка), занимающий ту или иную должность или исполняющий какую-либо социальную или семейную роль, но и источник удовлетворения или неудовлетворения наших фундаментальных потребностей и переживаний. Способность каждого из нас понимать смысл этих отношений и того, какие потребности при этом удовлетворяются или не удовлетворяются, имеет большое значение не только для самопознания, но и для эффективности нашего общения с ними и деятельности. Из этого факта особого значения для нас другого человека мы в дальнейшем должны извлечь не только познавательные выводы, но конкретные решения и приемы, способствующие нашему саморазвитию.

      https://lawbooks.news/
Записан
Страниц: [1]
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC
При использовании любых материалов сайта активная ссылка на www.psygizn.org обязательна.
Модификация форума выполнена CMSart Studio

Sitemap