Сентябрь 18, 2019, 04:22:59
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Страниц: [1]
  Отправить эту тему  |  Печать  
Автор Тема: Константин Гадаев.  (Прочитано 188 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23106



« : Август 09, 2019, 11:53:39 »

                                        Константин Гадаев: Чтоб выстоять, испытывай всегда сопротивленье материала.

        Один из критиков поэта написал: стихи Константина Гадаева делают ЧЕСТЬ любому издательству. "НИ" в этом смысле - не исключение. И мы с радостью знакомим читателей с творчеством одного из лучших стихотворцев России.
Сергей Алиханов

Константин Гадаев родился в Москве в 1967 году.Окончил Филологический факультет Московского Педагогического университета. Стихи публиковались в журналах: «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов». Автор стихотворных сборников: «Опыт счастья», «Июль», «Сквозь тусклое стекло», «Пел на уроке», «Вокшатсо», «2015», «Войди в комнату твою». Режиссер и телеоператор просветительских проектов о писателях и поэтах «Новая Антология». Создает галерею-музей своего отца, выдающегося скульптора Лазаря Гадаева, автора памятников Александру Пушкину, Осипу Мандельштаму.

  В одном из интервью Константин Гадаев рассказал, с чего начался его долгий роман с поэзией:

— Лет в 13 я заболел и какое-то время сидел дома… Надо сказать, что отец никогда особо не озадачивался домашним уютом — так, по минимуму, пока мама не насядет на него с просьбами. Первое время мы вообще спали просто на матрасах, потом он поехал и купил по-быстрому какие-то вещи. А книги хранились в картонных ящиках. Никаких излишеств у нас не было, а вот книг было много. И вот я стал разбирать эти ящики, отбирая именно поэзию.

  Откуда взялся этот интерес, я до сих пор не знаю, никто меня в детстве стихами особо не пичкал. И вот я стал пролистывать эти книги, вытаскивая из ящиков. В одну сторону откладывать те, которые меня заинтересовали, в другую — те, которые показались не достойными внимания. Степень моей неосведомлённости была такова, что наткнувшись на «Бег времени» Ахматовой и зачитавшись, я вечером спросил у отца: «А кто такая, эта Ахматова?» То есть сумел что-то расслышать. Думаю, какой-то особый звук, саму поэзию как таковую. Потому что содержательная сторона вряд ли тогда могла быть мне особенно близка.

  В стопке заинтересовавших меня книг оказался и самиздатский «Камень» Мандельштама со множеством опечаток. Я был очень впечатлён и, когда отец и мать приходили с работы, говорил: «Можно, я вам почитаю?» Отец улыбался: «Опять сейчас нам мозги будет пудрить». И я начинал: «Слух чуткий парус напрягает, расширенный пустеет взор…» Почему меня это так привлекало — не знаю. Вероятно, поэтический слух, как и музыкальный, даётся от природы. А уж получится его развить или нет, другое дело...
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23106



« Ответ #1 : Август 09, 2019, 11:54:59 »

  Мне давно хотелось услышать авторское чтение Константина Гадаева, увидеть поэта вживую, а не только вчитываться в подборки его стихов:


Води смычком. Учитель терпелив.

Свет снега, детских глаз, вечерних окон…

Пиликай этот простенький мотив,

Лови его в пространстве одиноком...


Поэт действительно и существует, и творит в «одиноком пространстве», вне общественного поэтического движения, и каждодневной поэтической и фейсбучной тусовки.

  Недавно, обнаружив в Сети объявление о творческом вечере, я немедленно на него отправился. Спокойная, доверительная, и неожиданно сразу привычная, даже близкая интонация - голос поэта кажется именно таким, каковым слышался про себя, когда стихи читались с листов бумажных или электронных.


Преображение, превращение ткани жизни в ткань стиха кажется естественным и простым, оставаясь в тоже время загадочным - так пушкинский «магический кристалл» генерирует возникновение каждого истинно художественного текста. Метаморфоза, сила прозрения, которая открывала «даль свободного романа» совершенно той же природы, которая порождает живые строфы. Творческий вечер Константина Гадаева создал доверительную, сокровенную атмосферу и пролетел незаметно.

  О работе поэта - после выхода каждого сборника - появляются статьи и отзывы:

«Читая его книгу, мы то и дело испытываем почти физиологическую радость от точности описаний знакомых нам самим ситуаций и впечатлений. Эта радость узнавания — одно из самых больших удовольствий, которыми может одарить поэзия...» - пишет литературовед Олег Лекманов.


«...трагедия жизни не отменяет света этой жизни, а счастливое мгновение только оттеняет эту трагичность.

У Константина Гадаева сказано многое про эту неисчерпаемую радость бытия, про эту способность видеть, слышать, вдыхать, осязать. В каждой детали скрыта музыка, она лежит на поверхности, дай только себе труд восприятия...


Крути, крути педали.

Смотри окрест, смотри.

В поверхностных деталях

Есть музыка внутри.


А что за этим таится? Что скрыто за «поверхностными деталями»? Гадаев не прячется от этого взгляда в глубину, не пытается защитить себя от остроты гибнущего счастливого мгновения…» - делится поэт и эссеист Даниил Чкония.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23106



« Ответ #2 : Август 09, 2019, 11:56:52 »

  Прозаик и бард Андрей Анпилов замечает: «это поэзия вновь обретенной «нормы» — адекватной реакции на постутопический мир, где всему вновь назначено своё место…».


Отец поэта, выдающийся скульптор Лазарь Гадаев, автор памятника Осипу Мандельштаму в Воронеже. Этот памятник очень трогает меня, щемит мое сердце. Без «Воронежской тетради» русская поэзия была бы «не полной».

  В сохранении и судьбе «Воронежской тетради» принимал непосредственное участие наш автор, академик РАН и поэт Евгений Захаров. Его уникальные воспоминания были впервые опубликованы в нашей рубрике: «Именно Наталья Штемпель записала со слуха все Воронежские тетради Мандельштама. Из опасения, что у нее могут конфисковать эти бесценные тетради, Наталья Штемпель передала их даме-профессору, и та увезла тетради со стихами Мандельштама из Воронежа в Новосибирск, где передала их семье потомков декабриста Якушкина. В советское время эта семья была очень сановная. Тем не менее, и они в свою очередь, тоже стали опасаться, что тетради Мандельштама, записанные Натальей Штемпель, могут пропасть. И тогда в Новосибирске эта дама, профессор по биологии, передала мне тетради Мандельштама на временное хранение. Эти Воронежские тетради несколько лет лежали у меня - и я выучил все стихи наизусть...».

  Чтобы не пропали стихи Константина Гадаева - их сейчас не обязательно заучивать наизусть, а всегда можно будет прочесть в нашей рубрике:

  Станет росток зерном.

Станет зерно хлебом.

Если пребудем в Нём,

хлеб станет Телом.

Станет вода вином.

Станет вино Кровью.

Если пребудем в Нём,

Кровь станет Любовью.



* * *

Отчего всё идёт, как идёт, скажи мне,

не иначе как-нибудь, с большим толком?..

Только вдруг, бултыхаясь в потоке жизни,

содрогнётся сердце небесным током.

И поймётся, что так вот и надо было,

что детали нет ни единой лишней

в этом пазле. Ничто никуда не сплыло.

Всё, что видим мы, осязаем, слышим,

что, казалось бы, навсегда забыто –

постепенно складывается в картину,

где ладони отца на затылок бритый

в знак прощения возложены сыну.


 
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23106



« Ответ #3 : Август 09, 2019, 11:57:49 »

 Стихи из новой книги «2015»

* * *

Не обольщайся. Музыка тверда.

Она и не таких творцов смиряла.

Чтоб выстоять, испытывай всегда

сопротивленье материала.

Есть видео: работает отец.

Зубило, молоток, массивный камень.

Дашь слабину – и музыке конец.

Скульптура обернётся истуканом.

Не самочинствуй. Музыка тверда.

Скупа её спрессованная память.

Ей ровней стать не пробуй никогда:

очнёшься в темноте, скрипя зубами.

Она годами ждёт. Как тот гранит

(к нему отец так и не подступился),

что на могиле мир его хранит,

врос в землю и до срока затаился.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23106



« Ответ #4 : Август 09, 2019, 11:59:05 »

 …И узкое, узкое, узкое

Пронзает меня лезвиё.

В. Ходасевич


До того ускорились часовые стрелки,

что всю ночь летейским тянет холодком.

Дело не дошло пока до постельной грелки,

но уже приходится дорожить теплом:

женским, виноводочным, дружеским, собачьим,

от песка, текущего струйкой золотой,

теплотой солёною, что в ладонях прячем,

озера сентябрьского зябкой теплотой.

Неужели кончится?.. На вопрос больного

Я умру? — А как же! — отвечает врач.

Сколько себе врали, врали до смешного …

А врач из анекдота не умеет врать.



* * *

Собой наскуча, выйти из себя,

пройтись по осени, не ощущая груза

того, что называется судьба.

Не празднуя ни лузера, ни труса,

неспешным шагом церковь обогнуть,

в которой, говорят, венчался Чехов.

За этих вот спешащих человеков

молитвенное что-то вверх шепнуть.

И пусть трубит 12-я ТЭЦ

в двухцветные спартаковские трубы,

я трезв и беспощаден, наконец,

к себе, к тому, что жизнь идёт на убыль

безапелляционно, так сказать.

И кто потом сумеет доказать,

что я здесь тоже шёл, сквозь лица эти,

две забегаловки имея на примете?
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23106



« Ответ #5 : Август 10, 2019, 12:00:27 »

 Сотворённые в бережном тихом мирке,

безучастные вроде бы к страшному веку

натюрморты Моранди, пейзажи Марке

всё нужней человеку.

Словно этот денёк в серо-зимних тонах,

ряд невзрачных бутылей, пустых, кривоватых —

что-то самое важное помнят о нас,

нету правых для них, виноватых.

Потому, что достойны терпенья любви

будний вид заоконный и всякая малость …

Стоит жизнь эту стёршейся кистью ловить,

чтоб однажды поймалась.


* * *

М. Кукину

Сколько нам ещё отмерено

временем дышать, мой друг?

У молочницы Вермеера

крынка выскользнет из рук.

Путь-дороженькою млечною

растечётся молоко.

И начнётся то, что вечностью

называем так легко.

Может, города небесного

мы и не отыщем там —

только бы не баня тесная

с пауками по углам.

Только  б снова чудом встретиться,

постоять на берегу …

А другой какой-то вечности

я представить не могу.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23106



« Ответ #6 : Август 10, 2019, 12:02:11 »

 Уж пробуют белые мухи кружить.

Пора наступает теплом дорожить.

Хоть в людях доверья пока ещё нету

к летящему, но не лежащему снегу.

Блажен, кто тепло получает по вере.

Всё проблематичней тусить на пленэре.

Чтоб на моросящем ветру поддавать,

пора утепляться. Пора зимовать.

В пруду лебедином вода тяжелеет.

Плакучую иву Борей не жалеет:

подол задирает, дерёт за власы.

Останется что от девичьей красы?

Ничто. А точнее сказать, запустенье.

Пустые лужайки. Пустые растенья.

И полупустыми в туманное утро

найдёт гастарбайтер знакомые урны.

Глазами раскосыми глянет окрест —

повеет теплом из покинутых мест.

С собачкой гуляя: А как тебя звать? —

Карим. — Ну, Каримыч, пора зимовать.

* * *

Вот бабочка, дай бог припомнить имя,

распластанная, словно напоказ,

застыла тут, меж рамами двойными…

Не траурница? Нет, павлиний глаз.

Названье приукрашивает то, что

так явственно: бессильна красота.

От этого торжественно и тошно,

и хочется похерить всё, раз так.

Приученные лентой новостною

держать в узде сочувствие и страх,

мы не всплакнём, что будущей весною

она рассыпется и превратится в прах.

А бабочка лежит себе, не тужит.

Что жизнь, что смерть. Что осень, что зима.

И службу свою бабочкину служит,

для нас небесполезную весьма.
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23106



« Ответ #7 : Август 10, 2019, 12:03:36 »

  * * *

В осеннем резком освещенье

ясней поступки и дела.

И хочется просить прощенья

за то, какою жизнь была.

За дефицит любви и веры,

за профицит тупой тоски,

за растранжиренное время

в поползновениях пустых…

Летящий лист щеки коснулся.

Бутылку в баке бомж нашёл.

Узбек блондинке улыбнулся.

Блестя на солнце, дождь прошёл…

Промокший, я домой вернулся.

И это было хорошо.



Старший брат


Подумаешь! И я бы мог уйти,

покинуть отчий кров и обрести,

как братец мой, желанную свободу.

Всё растранжирить похоти в угоду.

Вино, блудницы, пылкие друзья …

Да почему же, собственно, нельзя?!


Хотя бы раз упиться жизнью всласть!

А уж потом вернуться и припасть

к ногам отца, взмолиться о прощенье

и на пиру без всякого смущенья

положенное место вновь занять …

Ах, если б наперёд всё это знать.


А то всю ночь сегодня дождь со снегом …

Повременю, пожалуй, я с побегом.

Превозмогая тяготы пути,

недолго так и смерть свою найти.

Уйду с теплом. Душа в неволе чахнет.

Как вкусно жареной телятиною пахнет!
Записан
Раиса
Друг
*
Офлайн Офлайн

Сообщений: 23106



« Ответ #8 : Август 10, 2019, 12:05:58 »

  * * *

Вот не обзавёлся тачкою,

а теперь скользи, терпи…

Ветер трёт лицо наждачкою

из мороженой крупы.

Беспощадно трёт. И кажется,

что, дойдя до дому, ты

чисто выбритым окажешься —

без усов и бороды.



* * *

 Так что же это такое,

что как чужую беду

(ну, помолился — и молодец!)

не разведёшь рукою?

Сегодня Праздник. Весна. Все красивые.

Но Христос Воскресе и в Сирии!

Где как не в Сирии?

Где глазами каждого сирийчонка смотрит на нас Иисус.

Где работают и наши модернизированные «Су».

Конечно, точечно.

Только точно ли?


Помню, лет 30 назад

первые испытания

на затерянной в сопках

запасной полосе:

пилоты в белоснежных комбинезонах,

огнь в реактивных соплах,

почти вертикальный взлёт.

В казарме дрожали стёкла.

Бегали, связисты-срочники,

даже в мороз поглазеть.


Т.е. причастен,

что ни говори там.

Т.е. успел и я кое-как помочь,

заплатив не кровью —

всего лишь артритом

за эту военно-воздушную мощь.



* * *

Любимая молитва Пушкина.

Солнечная зелень во всё окно.

Ни фига не страшно. Ни фига не скучно.

Как же мало надо. Как много дано.

Чему-то улыбаюсь помятой рожей.

Да ещё и Моцарт по радио «Орфей».

И точно помню — было что-то хорошее

в приснившейся ночью строфе.

  Читать далее  https://newizv.ru/news/culture/19-01-2019/konstantin-gadaev-chtob-vystoyat-ispytyvay-vsegda-soprotivlenie-materiala
Записан
Страниц: [1]
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC
При использовании любых материалов сайта активная ссылка на www.psygizn.org обязательна.
Модификация форума выполнена CMSart Studio

Sitemap