Февраль 23, 2018, 09:40:20
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Страниц: [1] 2
  Отправить эту тему  |  Печать  
Автор Тема: Семья и брак в Древнем Риме.  (Прочитано 365 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« : Февраль 17, 2017, 07:14:44 »

   Введение

Семья- ячейка общества. Можно бесконечно долго говорить о философских,
нравственных моментах семейной организации человеческого рода. Однако мы не
будем  сильно распространяться о высоком предназначении этого крепчайшего
союза людей, ибо нас интересуют государственный и правовой аспекты семейной
организации.

      Видимо, мы не ошибемся, сделав утверждение, что от  благополучия
каждой отдельной семьи будет в конечном итоге зависеть благополучие и
поступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, роль
ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой-
 либо исторической ситуации.

      Целью нашей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и
брака как способа ее создания в древнем Риме.

      Общий план введения требует сказать несколько слов об источниках по
данной теме. На наш взгляд, литературы по нашей теме предостаточно. Вопросы
семьи и брака освещены в них достаточно полно. Конечно, мы не могли
использовать все известные научные труды в работе над рефератом, но
постарались выбрать наиболее общепризнанные. Особняком стоят XII таблиц.
Считалось, что это был основной источник публичного и частного права в
Риме, поэтому мы не могли не обратиться к нему.

      Надеемся, результатом плодотворной работы над данной темой будет
глубокое понимание вопросов римского семейного строя.



I. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.

      Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл
его "исключительным достижением" римского народа. Что позволяло ему
говорить таким образом?

      Во- первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над
детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и
всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области
семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas.
В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и
того же paterfamilias. Все они именуются sui- "свои", тогда как отец
семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный".

      Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план
выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь
когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая.
В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in
patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не
власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти
этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой
семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona
sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной
правоспособности не имеет.

      Третья особенность заключалась в том, что термином familia
обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже
вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились
как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи.  В
древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу
мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas
от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти
paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику
paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали
capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а
изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи
(для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

      По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое
и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в
Риме останется непонятным.  Подчинением власти одного и того же
paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое
агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под
власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и
т.д. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение
патриархальной семьи привело  к тому, что все большее значение приобретало
родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало
римскую семью к ее современной модели. На наш взгляд, об определении
степени родства уместно будет рассказать в главе о браке.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #1 : Февраль 17, 2017, 07:16:41 »

  II. Брак.
      Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин
определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность
божественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка брака
не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период
женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О.
Омельченко, в  этом общем понимании отразилось подчинение регулирования
брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как
проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется
установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного
права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям
морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

      Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium
iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и
matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака
следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не
случайное) сожительство  мужчины и женщины, однако не отвечающее
требованиям законного брака.  Конкубина не разделяла социального
состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas.
Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в
республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и
одновременно в конкубинате с другой.

      В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в
разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные
отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в
отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.

      Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в
силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть
домовладыки, если  сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак
неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona
sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona
alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив
в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если
муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

      Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась
подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне
этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал
особым намерением  основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.  Брак
sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме
мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII
таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой
власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно
отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное
давностное владение ею.  По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно
дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу
свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по
последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias.  Нет сомнений в
том, что было время, когда manus и брак совпадали.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #2 : Февраль 17, 2017, 07:18:08 »

  Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu
и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и
прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных
обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом
неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое
состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно,
что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна.
Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по
свободному волеизъявлению  одной из сторон. Развод при браке cum manu мог
произойти лишь по инициативе мужа.

      Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на
жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных
отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных
изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за
нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения
для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50
лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры
не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно
устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение
древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших
черт римского брачного права.

      Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом
определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак
характеризуется:

1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,
    безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;

2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных
качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между
людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего
традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14
лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

3. Согласием партнера;

4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором
сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться
действительным;

5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;

6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее
хозяйству, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой
смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое
качество либо служит основанием для признания брака недействительным.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #3 : Февраль 17, 2017, 07:19:14 »

  Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius
conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании  не
могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По
законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти
все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть
следствием близкого родства или свойства.

      Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие  одно
от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени
агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений,
отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой
степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от
другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии.
Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших
двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом
братья были агнатами второй степени.

      Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения
согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного
брака налицо ) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum
manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение
определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три
способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

      Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем
правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония.
Обручение  обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц
alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее
обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В
древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право
потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение
обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в
суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона,
нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

      Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все
предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера,
признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только
символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями
наступления брачных связей.  С развитием права шел процесс отмирания или
ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему  происходило
утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за
которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum
nuptias.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #4 : Февраль 17, 2017, 07:20:15 »

   Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а
также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к
общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к
свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись
еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат
не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

      Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также
только по правовым основаниям. Таковыми являлись:

1. Смерть супруга

2. Заявление об отказе от брачного союза- развод

3. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением
  его сословного положения, тем более- утратой свободы, или изменением
  гражданства.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному
согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от
брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского
брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода
республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили
учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни
отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных
последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был
прекращен разводом.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #5 : Февраль 17, 2017, 07:21:46 »

  III. Личные и имущественные отношения между супругами.

      Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности
супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров
внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по
преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу
предоставлялись значительные права в отношении жены.

      Личные и имущественные отношения между супругами  были глубоко
различны в браке cum manu и sine manu.

      В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье,
подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas
отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при
помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе
наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы
и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все
имущество жены  и ее, условно, рабочая сила   с абсолютностью переходили к
мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она
будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение
жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных
отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.

 Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in
patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она  остается лицом своего права.
 Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до
брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что
она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu
действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся
на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество
жены.  Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального
разрешения супруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или ее
прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить
мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу
злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую
имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не
обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим
имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право
выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на
супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по
уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная
юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться
как в личных, так и имущественных отношениях.

 Независимо от формы брака на особом правовом положении находились две
категории брачных имуществ: приданное (dos) и брачные дары (dos propter
nuptias).
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #6 : Февраль 17, 2017, 07:23:01 »

  Термином приданное обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для
облегчения материальных затруднений семейной жизни.  В
древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не
выделялось из всего остального имущества, приносимого женой и поступало в
собственность мужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного как
имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим.

Примерно за 2 века до н. э. стало входить в правило заключать устное
соглашение, по которому муж принимал обязательство возвратить приданное в
случае прекращения брака.

 В классический период приданое получает специальную регламентацию. О.
Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче
приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно
судьбы приданого при прекращении брака (идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа- жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и  т.п..

  В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при
установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе
и давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращал
приданое безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения не
было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но
не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на
содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды.

 При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены через
объединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли
заключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь
иск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но
за вычетом суммы необходимых издержек.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #7 : Февраль 17, 2017, 07:24:05 »

   Брачные дары представляли собой как бы "приданое наоборот", это был
подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе
заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства.

Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны
не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Сначала это дарение
совершалось до брака (т. к. дарения между супругами запрещались) и поэтому
называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во
время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеру
это имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось в
собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа
оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалось право жены
требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа.

IV. Patria potestas.

 На наш взгляд, начать эту главу следует с рассмотрения вопроса о
взаимоотношениях между матерью и детьми. Эти отношения глубоко различны в
зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine
manu.

 Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и
вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж
сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее
тесная после связи paterfamilias со своими подвластными.

 Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с
детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой
семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и
осуществляют над ней опеку.

 Теперь перейдем к рассмотрению взаимоотношений отца и детей.
Эти отношения были построены иначе, чем отношения матери и детей: для этих
отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu.
Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas.  По
определению Гая "под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины."
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #8 : Февраль 17, 2017, 07:25:17 »

  Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной для этого являлись распад прежней
крестьянской семьи и развитие ремесел: сыновья все более ведут
самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают
самостоятельно положение в уже постоянной армии и государственном аппарате.
Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась
воздействием семейного совета. В конце республики и в начале периода
империи был введен ряд ограничений прав paterfamilias на личность детей.

 Подвластный сын имеет и libertas, и civitas; в области публичного
права он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности. Но в
семье он всецело подчинен отцовской власти, притом возраст значения не
имеет, и даже когда он уже состоит в браке и имеет детей. Важно
подчеркнуть, что власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим
родителям.

 Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами:
они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и
состояли "под властью" особого рода, которой предполагались дополнительные
правовые возможности родителя по отношению к детям.

 Под отцовскую власть дети попадали тремя путями:

1. Через рождение в законном браке

2. Через усыновление

3. Через узаконение

В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный
замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет
доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в
браке, считается муж. Эта формула будет затем усвоена кодексом Наполеона, как и многое другое.

 Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только
от конкубины. Узаконение можно определить как признание законными детей
данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Существовало несколько
путей (способов) узаконения:

1. Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с
 наделением его известным имущественным цензом;

2. Путем последующего брака родителей;

3. Путем издания специального императорского указа.

 В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лица, рожденных от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало
отцовскую власть над посторонним лицом. Узаконение различалось двух видов:

1. Arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris. В древнейшие времена
 arrogatio производилась на народном собрании при участии верховного жреца
 и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. Однако, в более
 поздние времена, с окончательным прекращением созыва народных собраний, arrogatio производилась путем получения на то императорского рескрипта.

2. Adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris. Adoptio производилась
 первоначально сложным обрядом манципации, только Юстиниан заменил эту
 сложную процедуру простым заявлением перед судом. Теперь этот вид
 усыновления совершался путем занесения в судебный протокол соглашения
 прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии
 усыновляемого.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #9 : Февраль 17, 2017, 07:26:27 »

  До Юстиниана adoptio, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую
семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала
patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования
усыновленного после усыновителя.

 Можно выделить общие необходимые условия усыновления:

1. Усыновлять мог, как правило, мужчина;

2. Усыновитель должен быть persona sui iuris

3. Усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше.

 Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были
различны на разных этапах римской истории. Власть отца семейства
предполагала следующие права в отношении детей:

. право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им
 совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также
 требовало участия семейного совета;

. право оставить новорожденного безнадзорным;

. право- обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми.

 Ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право
 выдать ребенка истцу головой;

. продать сына или дочь в рабство;

. право на виндикационный иск в отношении удерживающих его детей.

С течением времени столь суровая власть смягчилась. В конце концов власть
отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к
обязанности детей оказывать уважение родителям.

 В сфере имущественных отношений дети были, по- видимому, рано
допущены к совершению сделок от своего имени, т. е. обладали ius
commercium. Но все права из таких сделок возникали для paterfamilias.
Обязанности же из этих сделок для него не возникали. Одновременно с
последовательным ограничением власти мужа над женой и расширением круга
юридических последствий из сделок рабов осуществляется процесс постепенного
признания право- и дееспособности подвластных детей.

 В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу
имущество в самостоятельное управление. Такое имущество называлось
peculium. Следует подчеркнуть, что пекулий- имущество, предоставляемое
подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия
остается домовладыка. Пекулиарные отношения отца и сына во многом похожи на
отношения по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие же
дополнительные иски, какие давались из сделок рабов.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #10 : Февраль 17, 2017, 07:28:36 »

  В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а
просто возвращается в непосредственное обладание отца. В случае смерти
домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным
имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти, и отец
при этом не потребовал пекулий, то последний считается подаренным сыну.

 В связи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторые
другие изменения. В связи с данной практикой было признано возможным
установление "натуральных" обязательственных отношений между членами одной
семьи. С течением времени наряду с этим видом пекулия появились иные, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их полноценными участниками гражданского оборота. Например, военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности за некоторыми ограничениями и
исключениями.
 
 С начала 4 века н. э. юридическое положение военного пекулия
было распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные на
государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве
адвоката. Наконец, с признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны paterfamilias имущество, унаследованное детьми от матери.
 
В 4 в. н.э. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом paterfamilias
на пожизненное пользование и управление им. Развитие завершилось
постановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то
состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства
отца, либо получено от третьего лица, желающего создать известную выгоду
для paterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое осталось собственностью отца в силу
недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Все остальные
имущества принадлежат подвластному.

 Отцовская власть над детьми прекращалась только со смертью
домовладыки или посредством особого высвобождения из- под власти.
Высвобождение было либо добровольным актом домовладыки (manumissio), который приравнивался к высвобождению раба на свободу; или принудительно- правовым (за нарушение обязанности родителя в отношении детей); или по силе
частного права.
 После emantipatio отец сохранял право на пользование
половиной имущества сына.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #11 : Февраль 17, 2017, 07:29:44 »

  Наконец, стоит кратко рассказать об опеке и попечительстве.

Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым
особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей
гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека
(tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано
утратившая практическое значение опека над женщинами(, и попечительство
(cura) над безумными, над минорами, над расточителями.

 
Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и
попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу
сделкам, к совершению которых подопечный неспособен; попечитель же выражает
свое согласие неформально, возможно даже неодновременно со сделкой.
Например, женщина, которая оставалась в зависимости от опекуна, не может
составлять завещания без его согласия; в противном случае, завещание ее по
гражданскому праву, будет недействительно.

    http://lawer.jofo.me/
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #12 : Февраль 17, 2017, 07:35:06 »

                                                               
                                                             Римское семейное право. Римское право. 

   Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью.

Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов.

Не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

      Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки (paterfamilias). Все члены в такой семье подчиняются власти одного.

Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена, т. е. подчиненная мужней власти, его дети, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны главе семьи, а власти последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. д. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui (си).

В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом (persona sui iuris), а остальные члены семьи полной правоспособности не имели (personae alieni iuris). Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. д. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки.

В римском праве различались два вида родства.

1. Агнатическое родство.

2. Когнатическое родство.

Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь paterfamilias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола».

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.

С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.

Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:

а) родственники по прямой или боковой линии:

— родственники по прямой линии — лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей или нисходящей в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;

— родственники по боковой линии — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);

б) брачные  и внебрачные родственники;

в) полнородные или полуродные родственники:

— полнородные родственники  происходят от одних и тех же предков;

— полуродные родственники происходят от одного отца и разных матерей, или наоборот, от одной матери и разных отцов.

Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).

Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга (например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии).

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству:

— консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;                                                 
 
 
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #13 : Февраль 17, 2017, 07:35:39 »

  — патриархальная семья (familia) сменила консорциум;

— когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности.

Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию.

С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.

Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu).

Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала пре обладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

 Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #14 : Февраль 17, 2017, 07:36:25 »

   Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.

   Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна, после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.

Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия — с лицами сенаторского сословия.

Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между лицами, матери которых были сестрами, а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #15 : Февраль 17, 2017, 07:37:19 »

  В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. По Закону Юлия были запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое jus conubii в лице, которое вступало в него. Это право было также различным в зависимости от правового качества партнеров. Правильным браком (nuptiae) признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильным браком (matrimonium), или вообще брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т.п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Наконец, брачное сожительство (contuber nium) как бы оформлялось, когда супруги не обладали необходимыми личными правовыми качествами для признания их семейного союза правом; необходимо было только, чтобы это сожительство было постоянно и характеризовалось наличием как бы семейных отношений — последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи (adulterium), которая при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное преступление.

  Заключению брака предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #16 : Февраль 17, 2017, 07:37:54 »

  Брак совершался в Риме тремя способами:

1) путем совершения религиозного обряда;

2) путем покупки женихом невесты;

3) путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

С появлением и распространением брака sine manu возник обычай давать мужу особый дар при женитьбе — приданое (dos). Размер приданого определялся самой женщиной (если она была sui iuris), главой ее семьи или третьим лицом. Полученное от отца называлось «приспевшим» (dos profecticia), а полученное от других лиц со стороны dos adventicia. Приданое заключается во внесении вкладов имущественного характера в виде движимого и недвижимого имущества, для того чтобы облегчить мужу предстоящие расходы, связанные с семейной жизнью. Регулирование осуществлялось обычным правом, но в позднюю эпоху можно было принудить отца дать приданое, если он отказывался это сделать с целью препятствовать браку.

Приданое устанавливалось следующим образом:

— обещание приданого в форме стипуляции. Лицо, дающее приданое, должно передать мужу соответствующее имущество в дальнейшем;

— также обещание приданого в форме вербального контракта, заключающегося в торжественной форме. Отличается от стипуляции формой: если при стипуляции обязательно должен быть обмен фраза ми, звучит вопрос и ответ (Даешь? Даю!), то в форме вербального контракта говорит только тот, кто обещает приданое, — глава семьи, сама женщина или их должник, и обмена вопросом и ответом не требуется. Для выполнения обещания мог предъявляться иск, если речь шла о деньгах, или, с другой стороны, если в качестве приданого передавались вещи;

— не обещание, а непосредственная передача имущества (datio dotis): могло совершаться любым актом вхождения мужа во владение приданым (mancipatio, traditio).
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #17 : Февраль 17, 2017, 07:38:42 »

  Первоначально считалось, что муж может полностью распоряжаться приданым. Однако в классическом Риме во избежание фиктивных браков с целью получения приданого были приняты законы, ограничивающие мужа в его правах относительно полученного имущества. Теперь приданое не переходило под власть мужа. Так как целью приданого являлось облегчение несения тягот брака (sustinere onera marimonii), супруг имел право лишь пользоваться имуществом и получать с него плоды для удовлетворения семейных нужд. По закону мужу было запрещено без согласия жены отчуждать земельную собственность, обременять ее ипотекой (во времена Юстиниана запрещалось отчуждать земельную собственность в Италии даже с согласия жены).

Распоряжение движимым имуществом, входящим в состав приданого, было ограничено актом возврата приданого в случае возможного расторжения брака. Для этого при передаче приданого оценивалась стоимость, и если брак расторгался, именно эту сумму должен был вернуть бывший муж женщины.

   С укреплением преторского права было издано постановление, что приданое (или его стоимость) возвращалось во всех случаях расторжения брака по вине мужа.

Правила возврата приданого в случае расторжения брака:

— в случае смерти жены «приспевшее» приданое возвращалось отцу женщины (с удержанием 1/5 части приданого на каждого рожденного в этом браке ребенка), а приданое, полученное от других лиц, оставалось у вдовца;

— в случае смерти мужа приданое возвращалось женщине или ее отцу. На случай своей смерти муж обычно оставлял приданое посредством «прелегат приданого»;

— в случае развода по вине женщины возврат приданого ограничивался.

Муж имел право удержать 1/6 приданого на каждого ре бенка, но в целом не более  1/2 приданого. Если развод происходил вследствие неверности женщины, то удержива лась еще 1/6 приданого, а если вследствие других проступков, то 1/8;

— если брак расторгался по инициативе мужа или по его вине, то при даное им возвращалось.

Предбрачный дар (donatio ante nuptia) — это имущество, подаренное женщине ее будущим мужем до свадьбы. Запрет на дарения между супругами не относился к дарению до свадьбы, и во времена императора Юстиниана распространился заимствованный с Востока обычай дарить некоторую часть своего имущества будущей жене. Обычно размер предбрачного дара составлял 1/2 от стоимости приданого. Однако свадебный дар лишь фиктивно поступал в собственность жены. Подаренное имущество сохраняло управление мужа и служило тем же целям брака, что и приданое. Если муж умирал, то предбрачный дар наследовался детьми, но жена могла продолжать пользоваться им и получать с имущества плоды.

Если же происходил развод по инициативе или вине мужа, то предбрачный дар отдавался женщине наравне с приданым. Таким образом, предбрачный дар был своего рода гарантом и компенсацией при разводе.

При Юстиниане стоимость предбрачного дара была уравнена со стоимостью приданого, а также стала применятся норма, что размер дара может быть увеличен во время брака (donatio proper nuptias), несмотря на существовавший запрет дарения во время брака.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #18 : Февраль 17, 2017, 07:39:31 »

   Римский брак прекращался по нескольким основаниям.

1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими род ственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

5. Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

6. Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

   7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

Формами развода являлись объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек), письменное соглашение, фактическое прекращение совместного проживания.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #19 : Февраль 17, 2017, 07:40:10 »

  Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

1) развод с плохими последствиями:

— по вине одного из супругов  (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

— без вины супруга, т. е. неправильное одно стороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

2) развод без последствий:

— развод по взаимному согласию супругов;

— развод по воле одного из супругов. Такой раз вод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

Отношения между матерью и детьми различались в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей.

Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является матерью по отношению к детям (loco sororis) и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или главе его семьи, если муж находится под властью домовладыки), на равных с детьми началах она наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из под власти мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. После связи главы семьи со своими подвластными, связь матери с детьми была наиболее тесной.

В браке sine manu было все наоборот: мать юридически не связана с детьми. Она остается агнаткой своих старых агнатов, т. е. является членом своей старой семьи, где она наследует и члены которой наследуют после нее. В таком браке мать не является членом семьи своих детей.

Однако подобно тому, как с течением времени была значительно смягчена юридическая отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu. Когнатическая, кровная, связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже под властью мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки. Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять иски к матери, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, ограничивать пределы ее имущественной ответственности перед детьми. Наконец, сенатусконсульты II в., а затем императорские конституции установили и последовательно расширили допущенные претором взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine manu.

Отношения между отцами с детьми были построены иначе. Для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца. Первоначально эта власть была безграничной, но в связи с развитием рабовладения, распадом прежней крестьянской семьи и развитием ремесел в городах власть отцов над детьми начала смягчаться. Сыновья все чаще стали вести самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.

Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли в соответствии с общественными воззрениями игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце же республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав paterfamilias на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей. Императорский указ IV в. приравнял убийство сына ко всякому убийству ближайших родственников. Согласно другому, более раннему (II в. н. э.), указу власти могли принудить отца освободить сына от patria potestas. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem с жалобами на paterfamilias, а также право требовать алименты.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #20 : Февраль 17, 2017, 07:40:49 »

  В сфере имущественных отношений подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок (так же, как из сделок рабов, совершавшихся ex persona domini) возникали для paterfamilias. Обязанности же из этих сделок для paterfamilias не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actiones noxales против paterfamilias о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов — с другой, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной право— и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против paterfamilias такие же actiones adiecticiae qualitatis из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов. Но сами подвластные, после того как они становились правоспособными, стали признаваться ответственными по этим сделкам не естественным правом, как рабы, а правом гражданским.

В то же время если пекулий, который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом главы семьи, то появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не paterfamilias, а подвластного сына. Таким имуществом была признана под влиянием создания постоянной профессиональной армии военная добыча, а равно и все имущество, приобретенное сыном в связи с его военной службой: домовладыка был не вправе отобрать это имущество у сына, сын не только свободно пользовался этим имуществом, он был вправе и распоряжаться им, в частности завещать (сначала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. н. э. независимо от момента составления завещания). Однако в случае смерти сына без завещания это имущество переходит к отцу без обременения отца обязательствами умершего сына.

Правила, сложившиеся в период принципата для имущества, приобретенного сыном на военной службе, были в период империи, в связи с созданием большого административного аппарата принцепса, перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных или церковных должностях.

Так, с IV в. н. э. постепенно сложился военный пекулий, когда имущество находилось в полном распоряжении сына.

После смерти матери, состоявшей в браке sine manu, право на наследование получали дети, однако притязания со стороны домовладыки сохранялись. Только в IV в. н. э. было объявлено, что имущество принадлежит детям, а глава семьи получал право на пожизненное пользование и управление им.

В дальнейшем в такое же положение было последовательно поставлено имущество, унаследованное от родственников с материнской стороны. Развитие завершилось постановлением, что домовладыка сохраняет право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено  от третьего лица, желающего создать известную выгоду для главы семьи, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ним и подвластными детьми. Все остальные имущества принадлежат подвластному, который вправе распорядиться ими при жизни и лишь не вправе завещать это имущество, переходящее после смерти подвластного к отцу, обременяя отца входящими в состав этого имущества обязанностями.

Прекращение власти главы семьи. Как уже указано, власть в семье была пожизненной и нормально прекращалась смертью главы семьи. При жизни его и независимо от его воли она прекращалась лишь с приобретением сыном звания flamen dialis (должность верховных перинов, на которых были перенесены сакральные аспекты царской власти), дочерью — звания весталки (весталки поддерживали священный огонь, вели целомудренный образ жизни, давали обет невинности, не имели телесных пороков).
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #21 : Февраль 17, 2017, 07:41:25 »

  В позднейшее императорское время власть главы семьи прекращалась с приобретением сыном звания консула, главнокомандующего или епископа. Но глава семьи мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем эмансипации. Формой эмансипации служило использование правила Законов XII таблиц о том, что трое кратная манципация подвластного прекращает отцовскую власть: глава семьи трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю. После первых двух раз подвластный возвращался под власть главы семьи, после третьего он становился правоспособным.

В VI в. н. э. необходимость в этих формальностях отпала. После эмансипации отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.

Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходились по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.

Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Жена не могла жить одна, рецепированное право прямо ввело в обиход требование об обязательности ее следовать местожительству своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т.е. ее невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и для нее влекущей штрафные последствия). Супруги (и муж в том числе) обязаны были поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального свойства. Отказ в выполнении супружеского долга, прелюбодеяние жены (измена мужа трактовалась римским правом ограничительно — наравне с двоеженством) также считались основаниями для требования о прекращении брака. Прелюбодеяние жены могло караться домашней саморасправой, на которую имели право муж и отец жены (но только второй имел право полностью безнаказанно убить нарушительницу супружеских устоев).

Имущественные отношения супругов различались в зависимости от формы заключения брака по римскому праву. При заключении брака в обрядовой форме (cum manu) все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том, что родственники ее не могли в это вмешиваться.

Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатической родственницы. При заключении брака посредством брачного соглашения (sine manu) в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но и жена не могла (как не обладающая jus commercii) никоим образом самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения (имелись в виду, конечно, прежде всего, дарения мужу). За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. Ответственность возлагалась также на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #22 : Февраль 17, 2017, 07:42:08 »

  Законными  считались дети:

— рожденные в законном браке собственной женой не ранее чем через 180 дней после начала брака;

— рожденные не позднее 300 дней после прекращения законного брака. При соблюдении вышеуказанных условий дети считались агнатами своей семьи и попадали под власть отца.

Незаконными считались дети:

— рожденные в незаконном браке, действительном только по праву народов;

— дети, рожденные в конкубинате;

— внебрачные дети. Внебрачные дети рождались от союзов, не признаваемых правом или даже запрещенных.

Все побочные дети юридически не связаны со своим отцом и являются родственниками (когнатическими) своей матери и ее родственников. Если их мать была правоспособным лицом, они также рождались правоспособными. Если их мать была лицом не вполне правоспособным, то вопрос о том, будут ли эти дети включены в семью, зависел от главы семьи.

В классическом праве положение незаконных, внебрачных детей улучшается. Им положены алименты со стороны матери, ее родственников. Касательно детей, рожденных в конкубинате, алименты могли также истребоваться с отца (так как при конкубинате он был известен), также они могли претендовать на долю в наследстве отца, но только в том случае, если у него не было других законнорожденных детей.

Узаконение (legitimatio) получило свое развитие в эпоху Юстиниана. Посредством узаконения побочный ребенок мог получить статус законного. Однако узаконить можно было только ребенка, рожденного от сожительства.

Существовало несколько способов узаконения:

— «посредством пожертвования курии». Этот способ подразумевал, что глава семьи платит достаточную сумму, чтобы их сын (в случае дочери — ее муж) поступал на должность декуриона. Эта должность была не слишком популярна, так как декурионы отвечали за сбор налогов и их поступление в казну. Поступление фиксированной суммы должно было обеспечиваться вне зависимости от фактически собранной;

— вступление родителей в брак после рождения ребенка;

— путем издания специального указа императора. К этому можно было прибегнуть, если вступление в брак невозможно по уважительным причинам, например в случае смерти матери.

Самостоятельность в сфере частного права и тем самым полноправность не были в римской юридической традиции обстоятельством безусловным и непреходящим. Признавалось, что существуют условия, при которых возможность активного участия в коммерческом обороте и в установлении вообще частноправовых отношений (то, что в позднейшее время стало пониматься как дееспособность) ограничивается в пользу других лиц. Таким образом, римское право исходило из того, что могут быть субъекты с частичным или с ограниченным статусом. Такие ограничения правового положения лиц. происходили по поводу опеки или попечительства. Предметом опеки или попечительства могли быть только лица (personae), притом вполне говорить о законном содержании опеки и попечительства можно только в отношении лиц равнозначного гражданского и сословного статуса.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #23 : Февраль 17, 2017, 07:43:00 »

  Установление правового покровительства одного лица в отношении других, которые в силу традиции или прямых требований закона признавались нуждающимися в опеке, или «охраняющем управлении», происходило в разных формах, определяемых только качеством лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. Исторически первым видом опеки была обязательная опека домовладыки в отношении всех членов своей семьи и всех подвластных, которая по своему содержанию ничем не отличалась от обычных в римской семье различий между положением подвластных родственников и домовладыки как persona sui juris. В дальнейшем получила развитие завещательная опека, которая устанавливалась по завещанию домовладыки в отношении наследника, если он не обладал необходимыми качествами, которые бы сделали его лицом «своего права».

Еще позднее исторически возникает опека наставленная, когда опекун назначался по решению уполномоченного на то магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам. Опека в отношении других лиц была неотъемлемым, свойством правового положения домовладыки в своей семье. Назначение опекуна во втором и в третьем видах образования опеки рассматривалось не только как право, но и развилось в своего рода общественную повинность. Нельзя было отказаться от принятия опеки иначе как представив веские и признаваемые традицией уважительными причины для этого. Участие магистратов в установлении опеки обеспечивало известную долю подконтрольности отношений по поводу опеки и попечительства со стороны публичной власти.

    Формы «охраняющего управления» в главном различались по тому, в отношении кого устанавливались опека или попечительство.

Опека несовершеннолетних устанавливалась временно, до достижения опекаемым лицом требуемого возрастного качества. В интересах опеки несовершеннолетние подразделялись на детей, подростков и юношество. Детьми  считались лица в возрасте до 7 лет (условно: не говорящие); они не имели абсолютно никакого участия в гражданском обороте, любое их волеизъявление было изначально ничтожно. Подростками считались лица в возрасте от 7 до 12/14 лет (различия последней возрастной грани обуславливались разным временем наступления половой зрелости для девочек и мальчиков); они имели право совершать сделки чистого приобретения без согласия и участия опекуна, однако других прав в распоряжении имуществом у них не было.
Записан
Раиса
Друг
*
Онлайн Онлайн

Сообщений: 22499



« Ответ #24 : Февраль 17, 2017, 07:43:37 »

  Юношество (совершеннолетние — pubes) считалось до наступления возраста в 25 лет. Юноши находились под особым покровительством закона, поскольку уже могли вступать в брак; для них предписывалось благожелательное попечительство, т.е. они сами должны испросить у властей себе попечителя (куратора), без участия которого имущественные распоряжения их и любые сделки были недействительны. Но если куратор не был испрошен, то они обладали полной правовой самостоятельностью.

Опека над женщинами устанавливалась постоянно и не зависела от наступления совершеннолетия женщины, но была уже по содержанию, нежели опека над детьми и подростками. Обязательность наличия опекуна при женщине определялась, во-первых, общим ограниченным публично-правовым статусом лиц женского пола вне зависимости даже от их сословного положения, во-вторых, считалась необходимой «в силу присущего женщине легкомыслия». Опекун обязан быть и при замужней, и при незамужней женщине, но его назначение осуществлялось во втором случае по личному пожеланию женщины (и, как правило, становилось формальным). Опекун не имел прав ни в отношении личности женщины, ни над ее имуществом, но соучаствовал только в совершении тех юридических действий, которые нуждались в гарантии и в его утверждении по законам. Женщины не могли занимать общественных должностей, не могли быть ни опекунами, ни попечителями.

Но, в свою очередь, пользовались рядом традиционных правовых привилегий по причине «неразумности пола»: они могли ссылаться на неведение законов, им запрещалась ответственность за чужие долги. В этих вторых ситуациях, когда они требовались по условиям гражданского оборота, и необходимо было участие и гарантия опекуна.

Попечительством (сurа) считался особый вид законной опеки (т.е. устанавливаемой только по решению властей) в отношении сумасшедших и безумных, а также расточителей. Попечительство устанавливалось по решению магистрата, который исследовал психическое состояние и социальное поведение интересующего лица. В отношении безумных могло быть принято решение о полной их недееспособности — тогда попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие «светлых промежутков» — тогда действия опекаемого, совершенные в эти промежутки, имели полную правовую силу.

В отношении расточителей принималось решение об их ограниченной дееспособности, прежде всего в активном распоряжении их имуществами: они не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера и т.п., но они сохраняли все права по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др.
Записан
Страниц: [1] 2
  Отправить эту тему  |  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC
При использовании любых материалов сайта активная ссылка на www.psygizn.org обязательна.
Модификация форума выполнена CMSart Studio

Sitemap