Апрель 18, 2019, 04:02:03
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Страниц: [1] 2 3 ... 10
 1 
 : Апрель 16, 2019, 08:46:25  
Автор Раиса - Последний ответ от Раиса
  Когда мы позволяем нашему телу расслабиться и впускаем в него коллективную энергию осознанности и концентрации, к нам легко приходит исцеление. Особенно глубоко целительной оказывается коллективная энергия осознанности и концентрации в те моменты, когда мы сильно огорчены и расстроены.

Помогая развиваться другим.

Мы способны научиться генерировать мощную и исцеляющую тишину не только внутри наших семей или групп, где мы осуществляем занятия, но и в более многочисленных общностях. Если вы учитель, то вы должны знать, как пестовать эту возвышенную, исцеляющую тишину в вашем классе. Если вы руководитель в бизнесе или общественный деятель, то предложите начинать каждое собрание или каждый рабочий день с такого молчания.

Когда я был в Индии в 1997 году, я предложил председателю парламента каждое заседание начинать со слушания звука колокола, с осознанного дыхания и улыбок. Я посоветовал, чтобы при любой острой дискуссии, когда люди уже не в состоянии слушать друг друга, звонили в колокол и при этом звуке разговоры бы прекращались. И перед тем как возобновить заседание, члены парламента занимались бы осознанным дыханием. Спустя десять дней председатель сформировал комиссию по этике для того, чтобы ввести эту цивилизованную практику в деятельность парламента.

Если в повседневной жизни мы научимся выкраивать маленькие мгновения ощущения простора и покоя, мы откроем себя для абсолютной свободы. Мы не станем больше гнаться за статусом или известностью в надежде, что они сделают нас счастливыми. Мы окажемся счастливыми прямо сейчас. Мы будем наслаждаться миром и радостью непосредственно в данный момент. Если в течение всей жизни мы не находили себе покоя и у нас осталось только две минуты до смерти, даже в этот короткий промежуток времени мы способны остановить мысли, осуществить осознанное дыхание и обрести подлинное спокойствие. Но зачем ждать смертного одра, чтобы оказаться в настоящем и оценить все волшебство жизни?

Упражнение
Сидите ради того, чтобы сидеть.

Иногда окружающие восклицают: «Не сиди просто так, сделай что-нибудь!» Они побуждают человека к действию. Но опытные люди, практикующие осознанность, любят говорить: «Не делай просто что-нибудь. Сиди!» Не-действие, по существу, это тоже действие. Есть люди, которые, на первый взгляд, не предпринимают никаких особенных действий, но их присутствие рядом имеет решающее значение для благополучного существования нашего мира. Их присутствие легко ощущается каждым. Для них не-действие – это какое-то действие. Многие из нас иногда страстно желают того, чтобы просто сидеть и ничего не делать. Однако когда им предоставляется такая возможность, они не знают, как ею воспользоваться.

В значительной мере это происходит оттого, что наше общество излишне рационально и ориентировано на успех. Мы склонны всегда следовать по определенному направлению и иметь в голове определенную цель. Напротив, буддизм провозглашает уважение к некоей просвещенной «бесцельности». Наше учение говорит о том, что нам не обязательно помещать что-то перед собой и гнаться за этим чем-то, потому что все уже присутствует внутри нас. То же самое относится и к медитации сидя. Не занимайтесь ей для того, чтобы достичь какой-то конкретной цели. Каждое мгновение медитации сидя возвращает вас к жизни. Что бы вы ни делали: поливали сад, чистили зубы или мыли и вытирали посуду, – старайтесь делать это, не сосредотачиваясь на определенной цели.

Можно иметь какое-то желание, можно преследовать какую-то цель. Но мы не должны позволять им мешать нашей счастливой жизни здесь и сейчас.

Сидеть в тишине – это возможность наслаждаться восхитительной бесцельностью. Направляйте свою медитацию по пути, на котором отсутствует цель. Ниже приведен текст, удобный для повторения во время медитации, чтобы ощутить непосредственность, свежесть, физическую крепость, ясность и простор.


Делая вдох, я осознаю, что делаю вдох.

Делая выдох, я осознаю, что делаю выдох.


Делая вдох, я вижу себя цветком.

Делая выдох, я ощущаю свежесть.


Делая вдох, я вижу себя горой.

Делая выдох, я чувствую себя крепким.


Делая вдох, я вижу себя спокойной водой.

Делая выдох, я отражаю мир таким, каков он есть.


Делая вдох, я вижу себя Вселенной.

Делая выдох, я ощущаю себя свободным.

      http://loveread.ec/

 2 
 : Апрель 16, 2019, 08:45:07  
Автор Раиса - Последний ответ от Раиса
  Ананда и музыка человеческих взаимоотношений.

Взаимоотношения и общение между людьми тоже подобны музыке. Когда вы сидите с друзьями, то не нуждаетесь в словах. Если между вами существует взаимопонимание и вы по-настоящему наслаждаетесь присутствием друг друга, этого достаточно. Я уверен, что на протяжении тех ужасных лет, когда во Вьетнаме шла война, самым главным утешением для Тринь Конг Сона были минуты покоя, которые он делил с друзьями. Но если человек не знает, как наслаждаться такими мгновениями, если он умеет только наливать себе и друзьям одну порцию спиртного за другой, такие ощущения покоя окажутся недоступны для него.

Однажды, когда Будда жил в монастыре Джетавана в Индии и двести местных монахов готовились к молитвам во время сезона дождей, из Комамби прибыло еще триста монахов. Все они радовались встрече и громко разговаривали. Услышав шум, Будда спросил своего старшего ученика Шарипутра: «Что там случилось?» Шарипутра ответил: «Прибыли братья из Косамби. Они празднуют свою встречу с местными братьями громкими восклицаниями, потеряв осознанность. Пожалуйста, прости их». Будда ответил: «Если они будут так шуметь, то пусть идут куда-нибудь еще. Им нельзя оставаться здесь». Таким образом Будда хотел преподать монахам урок того, что они должны использовать свою энергию более осознанно и осмысленно.

Шарипутра передал монахам слова Будды. Монахи успокоились и отправились в другое место, где они могли укрыться от дождя. Все девяносто дней, в течение которых шли дожди, монахи помнили о словах Будды относительно недопустимости пустых разговоров. Со всем старанием они развивали в себе осознанность и концентрацию и к концу этого периода почувствовали, что внутри них произошли большие изменения. Это не означает, что они стали выглядеть серьезнее, сосредоточеннее и важнее. Наоборот, их лица стали свежее, а улыбки – светлее.

После монахи собрались пойти и поблагодарить Будду за его наставление. Когда об этом узнал Шарипутра, он сказал Будде: «Дорогой Учитель, монахи закончили свои молитвы и хотели бы выразить тебе свое почтение». Будда разрешил монахам войти и соединил свои ладони в приветствии.

Было семь часов вечера. Около трехсот монахов из Косамби и двести местных монахов вместе с Буддой сидели в большом молельном зале. Учитель и ученики просидели так в полном молчании до полуночи.

Ананда, один из главных учеников Будды, подошел к Учителю и сказал: «Дорогой почтенный Учитель, уже скоро полночь. Хотите ли вы что-то сказать монахам?» Будда не ответил, и все продолжали сидеть так же молча до трех часов утра. Ананда немного смутился. Он вновь обратился к Будде: «Уже три часа утра. Хотите ли вы что-то сказать монахам?» Но Будда вместе со всеми продолжал сидеть, храня полное молчание.

В пять часов утра Ананда подошел к учителю и спросил немного настойчивее: «Дорогой Учитель, уже всходит солнце. Не собираетесь ли вы сказать что-то монахам?»

Наконец Будда ответил: «Что должен сказать я им? Учитель и ученики, сидящие рядом мирно и счастливо, – разве этого недостаточно?» Быть способным просто видеть другого человека и наслаждаться его присутствием – уже большое счастье. Хотя Будда и его ученики сидели в полной тишине, это в конечном смысле оказалось ценнее, чем если бы в то время там присутствовал какой-нибудь звук.

Собираясь вместе в тишине.

В повседневной жизни многие в течение дня постоянно общаются с другими людьми. Если мы соблюдаем осознанность, то можем постоянно подпитываться целительным внутренним уединением. Как я говорил ранее, уединение нетрудно найти не только в хижине глубоко в лесу. Уединение не подразумевает разрыв всех наших связей с цивилизацией, хотя, конечно, это тоже один из видов духовного уединения.

Настоящее уединение порождается решительным сердцем, которое не подвластно ни затягивающему влиянию толпы, ни сожалениям о прошлом, ни тревогам о будущем, ни волнениям и переживаниям в настоящем.

Мы не теряем себя. Мы не теряем осознанности. Обращаясь к осознанному дыханию, возвращая себя в настоящий момент, мы находим убежище на прекрасном и тихом острове, существующем в каждом из нас.

Мы способны наслаждаться общением с другими, не запутываясь в эмоциях и не замыкаясь в собственных представлениях. Вместо этого мы должны видеть в других свою опору. Если мы встречаем кого-то, кто живет с осознанностью, говорит с любовью и наслаждается своим делом, то нам стоит воспринимать этого человека как напоминание о том, что и мы должны обратиться к внутренним источникам осознанности. Если мы видим кого-то, кто непостоянен в жизни, то это сигнализирует о том, что в отношениях с данным человеком нам надо проявить терпение и благоразумие. Возможно, этот человек возьмет из нашего присутствия рядом с ним самое хорошее и окажется способным вернуться к себе.

Когда мы наслаждаемся общением с окружающими и не чувствуем себя потерянными в отношениях с ними, тогда, где бы мы ни были, мы сумеем улыбаться и спокойно дышать, с радостью находясь на острове своего «я».

Для каждого человека очень важно наличие круга людей, искренне его поддерживающих. Если у нас есть возможность сесть рядом с другими и позволить коллективной энергии осознанности противостоять нашим страданиям, мы уподобляемся капле воды, которую несет могучая река, и нам становится значительно легче.

Самое ценное из того, чем мы можем наделить друг друга, – это взаимное присутствие, способствующее рождению коллективной энергии осознанности и мира. Мы можем сидеть ради тех, кто не может сидеть, ходить ради тех, кто не может ходить, создавать внутри нас неподвижность и мир ради тех, кто лишен неподвижности и мира. Мы должны делать все для того, чтобы сплетенные внутри нас узлы ослабли и распались.

Исцеление самого себя и одновременно исцеление всего мира по-настоящему возможны только при помощи каждого пробуждающегося шага, каждого пробуждающегося дыхания.

Создавая коллективные привычки.

Коллективное сознание может быть как отравленной пищей, так и очень полезной. Коллективные привычки мышления, слов и действий также делятся на здоровые и нездоровые. Если, например, группа коллег или друзей или члены семьи берут обязательство совершать осознанные вдохи и выдохи, прежде чем ответить по телефону, или остановиться и прислушаться к раздавшемуся звону колокольчика, или звону будильника, или сирене, или самолету, пролетающему в небе, то эта группа приобретает полезные коллективные привычки.

Коллективные привычки очень мощные. Мы должны поддерживать друг друга в том, чтобы отказываться от плохих старых привычек и приобретать более позитивные новые. Нам стоит поддерживать друг друга в осознанном вдохе и концентрации на нем, в спокойном выдохе и сосредоточении на нем. Это очень просто, но дает большой эффект. Если каждый останавливает свои мысли и осуществляет в унисон со всеми осознанное дыхание, то все мы перестаем быть отдельными индивидуумами. Мы становимся коллективом, наполненным радостью. Мы уже не являемся агломерацией индивидуальных тел; мы действуем как общность, как суперорганизм. При этом рождается энергия нового уровня, гораздо мощнее той энергии, которую мы генерируем, осуществляя осознанное дыхание или ходьбу по отдельности.

 3 
 : Апрель 16, 2019, 08:44:10  
Автор Раиса - Последний ответ от Раиса
  Хороший близкий по духу друг может оказаться кем угодно. Часто это вовсе не тот человек, о котором вы думали. Но когда вы встречаете такого друга, это большое счастье.

Взращивая тишину в любви.

Если вы живете вместе с кем-либо, вы наверняка знакомы с той комфортной тишиной, возникающей из привычки одного человека к другому. Но если не соблюдать осторожность, то это удобство сосуществования способно заставить вас воспринимать другого человека как нечто само собой разумеющееся. Антуан де Сент-Экзюпери, автор «Маленького принца», писал: «Любить – не значит смотреть друг на друга. Любить – значит смотреть вместе в одном направлении». Я не думаю, что он имел в виду нахождение с другим человеком в комнате и просмотр телепередачи!

А ведь часто многие поступают именно так: сидят рядом, уставившись в телевизор. Возможно, причина кроется в том, что смотреть друг на друга со временем уже не доставляет такого удовольствия, как поначалу. Когда мы впервые встречаемся с нашим возлюбленным, то считаем его восхитительным. Он составляет наше счастье, и мы говорим: «Я не могу жить без тебя». Слышать голоса друг друга – словно слышать пение птиц; видеть друг друга – как наблюдать восход солнца. Через какое-то время, к сожалению, видеть и слышать друг друга нам становится уже не так радостно. Может, партнеры слишком много спорили и не искали путей к примирению, чтобы вернуть себе прошлое счастье. Но если мы будем только смотреть в телевизор, вместо того чтобы стремиться к восстановлению контакта, то с каждым прошедшим годом ситуация будет лишь ухудшаться.

Однажды в женскую общину монашек в нашем центре в Plum Village приехала корреспондентка журнала Elle, чтобы взять у них интервью. В один из дней, когда корреспондентка говорила с монашками, я пришел в общину, и женщина обратилась за интервью и ко мне. Она попросила меня поведать о практике медитации и осознанности. Но я подумал, что читательницам Elle следует рассказать о необычной стороне медитации, и предложил им следующее.

Этим вечером после ужина, когда ваш муж включит телевизор, поупражняйтесь в глубоком дыхании, успокойте свое тело и разум, а потом обратитесь к своему супругу со словами: «Дорогой, ты не против того, чтобы выключить телевизор? Я хочу кое о чем поговорить». Постарайтесь вложить в свои слова побольше нежности. Возможно, ваш муж почувствует обеспокоенность. Вероятно, он будет ждать начала какого-то конфликта.

После того как он выключит телевизор, продолжайте улыбаться и скажите: «Дорогой, почему мы с тобой несчастливы в браке? Кажется, у нас все есть. У обоих приличная зарплата и достаточно денег в банке. Почему же мы несчастливы? Можем мы уделить с тобой несколько минут тому, чтобы подумать над этим? Начало у нас было таким хорошим. Мы были счастливы. Давай поговорим и попытаемся выяснить, куда делось наше счастье и не можем ли мы исправить ситуацию».

Это медитация. Это и есть настоящая медитация. Обычно за какие-то несчастья в нашей жизни мы виним другого человека. Но в любом виде отношений оба их участника несут одинаковую ответственность за их развитие. Ни один из них не знает полностью, как взращивать любовь и счастье. Большинство не знает, как справляться со страданиями или помогать другому преодолевать их. Поэтому я посоветовал читательницам Elle, если они желают счастливой совместной жизни, быть готовыми сказать что-то вроде: «Да, я совершала ошибки. Я думала, говорила и действовала так, что это разрушало наше счастье и вредило нашим отношениям».

Когда мы сталкиваемся с трудностями в отношениях с близкими, мы должны вернуться в самих себя и внимательно рассмотреть себя изнутри. Если мы поймем, как именно наши мысли, слова или действия помешали отношениям, мы сумеем извиниться перед партнером. С осознанностью и искренностью мы выразим наше желание начать все с чистого листа.

Этот способ медитации, который я описал журналистке, можно применять в любом доме. Он начинается с выключения телевизора и разделения наших ощущений. Используя самые простые слова, мы должны вместе глубоко рассмотреть конкретную ситуацию. Возможно, именно вам придется начать этот разговор.

Когда супружеская пара испытывает страдания, но все же смотрит в одном направлении, этим направлением не должен быть телевизор. Люди, по-настоящему любящие себя, должны обращать свои взоры в сторону покоя. Мы все должны взращивать в себе любовь и готовность помогать друг другу в преодолении страданий, живущих в нас самих, в наших любимых и друзьях и в нашем мире вообще. Люди страдают повсюду, и мы должны им помогать. Это вполне реально. И каждый раз, когда мы помогаем людям страдать меньше, в нас растет ощущение счастья.

В общины Plum Village всегда приезжает много супружеских пар, оказавшихся на грани развода. Зачастую участие в наших программах медитации является для них последней попыткой сохранить брак. И часто бывает так, что после прохождения программ в течение пяти-семи дней некоторые пары приходят к примирению. Это всегда вселяет во всех радость.

Вы и ваш партнер любите друг друга: вы можете вместе мечтать, думать и действовать так, чтобы облегчать страдания других людей. Это и есть то, что называется «смотреть в одну сторону». Это делает ощущение счастья более прочным и обостренным.

Музыка тишины.

В музыке бывают моменты тишины, моменты беззвучия. Если бы в музыке не было пауз, это был бы хаос. Музыка без моментов беззвучия подавляла бы слушателей. Когда мы сидим рядом с другом и оба молчим, эти мгновения столь же ценны и важны, как паузы в музыке. Тишина, разделенная с друзьями, бывает даже лучше разговора.

Тринь Конг Сон был очень известным вьетнамским композитором и певцом. Он родился в 1939 году. Его называли «вьетнамский Боб Дилан». Говорят, что, когда он умер в 2001 году, сотни тысяч людей собрались на импровизированный прощальный концерт в его честь. Это была самая большая массовая акция в истории Вьетнама, если не считать похороны Хо Ши Мина.

Тринь Конг Сон очень уставал от окружающего его шума, даже когда это были аплодисменты и одобрительные возгласы. Он любил моменты тишины. Тринь писал: «Есть такие друзья, присутствие которых можно уподобить паузам в музыке. Они дают мне ощущение легкости, свободы и счастья. Вам не надо беседовать с ними о чем-то земном. Вы чувствуете себя в гармонии с самим собой». Тринь Конг Сон очень ценил мгновения, когда он просто молча сидел с друзьями. В эти минуты между ним и его близкими расцветала дружба. И все мы нуждаемся в дружбе такого рода.

В нашем центре Plum Village мы любим все вместе сидеть и медитировать. При этом мы представляем собой единую общность, духовную семью. Сидя и медитируя, мы не разговариваем друг с другом, но каждый из нас чувствует, что коллективная медитация в группе – лучше, чем в одиночестве. Когда мы все вместе сидим неподвижно, то ощущаем благотворное влияние каждого из нас друг на друга.

Классическая «Песня для лютни» из традиционной старинной вьетнамской музыки рассказывает о женщине, которая играет на лютне и затем в определенный момент останавливается. Куплет песни гласит: Thu thoi vo thanh thang huu thanh. Thu thoi означает «сейчас». Vo thanh – «отсутствие звука». Thang – «одерживать победу», huu thanh – «присутствие звука». В песне говорится о том, что в тот момент, когда музыкант останавливает игру на лютне, тишина побеждает звук, а звук уступает тишине. Эта пауза между звуками очень могущественна и гораздо более красноречива, чем любой звук. Безмолвие и тишина бывают приятнее и глубже, чем звуки. Тинь Кон Сон чувствовал то же самое. Один мой американский знакомый рассказал мне, что в одном из своих интервью известный американский саксофонист Дэвид Сэнборн высказывал такие же мысли. Говоря о своем коллеге саксофонисте Хэнке Кроуфорде и знаменитом трубаче-композиторе Майлзе Дэвисе, Дэвид замечал: «Хэнк понимал, что паузы в музыке так же важны, как и звуки. А когда я услышал Майлза Дэвиса, то вознесся ввысь к простоте его музыкальных фраз и восхитился мастерством, с которым он использовал эти паузы».


 4 
 : Апрель 16, 2019, 08:42:24  
Автор Раиса - Последний ответ от Раиса
  Упражнение
Остров своего «я».

Когда Будда был сражен последней болезнью, он понимал, что многие его ученики после его смерти почувствуют себя потерянными. Поэтому он учил их тому, чтобы они не полагались ни на что вовне их самих, а обретали убежище только на острове своего «я». Когда вы занимаетесь осознанным дыханием и развиваете в себе осознанность, вы возвращаетесь в себя и находите там своего учителя, указывающего вам дорогу в сторону вашего внутреннего острова.

На вашем острове есть птицы, деревья и ручьи, совсем как на Земле. В конечном счете не существует четкой разделительной линии между внутренним и внешним миром. Если вы не там, если вы не стали самим собой на вашем острове, вы не ощутите по-настоящему окружающий мир. Чем теснее вы связаны с внутренним миром, тем теснее ваша связь и с внешним, и наоборот. Подлинная взаимозависимость возможна только тогда, когда вы располагаете достаточной осознанностью и концентрацией. Так что возвращение на ваш остров означает прежде всего то, что вы становитесь способны на порождение осознанности и концентрации.

В нашей общине в Plum Village у нас есть песня, называющаяся «Остров своего “я”». Используйте ее для медитаций, когда вы осознанно идете или сидите.


Делая вдох,

Я возвращаюсь на остров,

Расположенный внутри меня.


На этом острове есть красивые деревья.

Здесь есть прозрачные ручьи,

Здесь есть птицы, солнечный свет и свежий воздух.


Делая выдох,

Я ощущаю себя в безопасности.

Я радуюсь возвращению на свой остров.

Глава 7
Развивая взаимосвязь с людьми.

Никогда еще в истории человечества не имели мы такого разнообразия средств связи и общения, как сейчас. Это и мобильные телефоны, и электронная почта, и многочисленные социальные сети. И в то же время никогда еще люди не были так далеки друг от друга, как в нашу эпоху. Сегодня члены семьи, члены общества и государства гораздо меньше взаимосвязаны.

Это происходит оттого, что как цивилизация мы мало уделяли и уделяем внимания развитию умения слушать и говорить. Мы не знаем, как разговаривать друг с другом. У большинства катастрофически не хватает ценнейшего качества: изъясняться с окружающими и слушать их с открытым сердцем и искренностью. Когда мы не можем общаться с себе подобными, энергия замыкается внутри нас, и мы чувствуем себя плохо. По мере того как это болезненное состояние развивается, мы страдаем, и наши страдания изливаются на других людей.

Если мы хотим быть более связанными с окружающими, мы не должны больше им писать. Мы должны их больше слушать. Умение слушать собеседника позволяет понять его. Понимание ведет к более глубокой взаимозависимости с ним. Путь постижения искусства глубоко слышать человека не заключается просто в том, чтобы прилагать к этому механические усилия. Скорее, он состоит в том, чтобы постоянно практиковаться в достижении тишины, то есть в отключении внутреннего радио «Нескончаемые размышления».

Связь с людьми через осознанность.

Мы все страстно желаем контактов с другими людьми. В нынешнем мире эти контакты в основном осуществляются с помощью телефонов или электронной почты. Когда мы получаем СМС или мейл от важного для нас человека, внутри нас происходят нейрофизиологические реакции, обеспечивающие нашу радость и удовольствие. Поэтому мы испытываем неудобство, если наши гаджеты не лежат у нас в руках или хотя бы где-то поблизости.

У меня нет мобильного телефона, но я не чувствую себя оторванным от друзей и учеников. Я часто о них думаю. Я пишу им письма на настоящей бумаге настоящей ручкой. Для того чтобы написать одно письмо другу, у меня иногда уходит несколько дней или даже неделя. Но при этом у меня появляется много времени для того, чтобы думать о нем! Многие друзья навещают меня. Мы беседуем не так часто, как если бы связывались по телефону. Но мы по-настоящему ценим проведенное вместе время. Я гляжу на своих друзей и внимательно слушаю их. Их слова представляют для меня большую ценность, так как я знаю, что некоторое время мы не увидимся.

Находились ли вы когда-нибудь наедине с хорошим другом, с которым даже не надо обмениваться словами? Для меня это самый глубокий и очень редкий вид дружбы. Хороший друг, близкий вам по духу, в определенном смысле – ваш учитель. А настоящий учитель свободен и не боится тишины. Его зачастую даже не обязательно называть учителем, и он может быть моложе вас. Если за свою жизнь вы приобретаете хотя бы одного близкого вам по духу друга, то считайте себя очень удачливым. Говорят, что встреча с таким другом настолько же редка, как и цветение священного цветка удумбара, происходящего один раз в три тысячи лет.

Повстречав друга, близкого нам по духу, мы должны знать, что хорошего мы получим от него. Этот человек способен пробудить в нас понимание, счастье и свободу. Мы можем найти в нем убежище, пока мы взращиваем наши собственные пробудившиеся семена понимания и свободы. В конечном счете мы осознаем, что нам от нашего друга не нужны какие-то особые эмоциональные или материальные приобретения. Мы не нуждаемся в том, чтобы он дарил нам купленные в магазинах подарки или оказывал другие знаки внимания.

Время, отпущенное нам на дружбу с этим человеком, стоит использовать очень рационально. Если мы будем терять его в мирских ожиданиях, мы не получим от нашего духовного друга настоящих подарков. Ведь мы способны набраться ценного опыта, наблюдая за поведением друзей в разных ситуациях. Мы можем испытать на себе проснувшееся в нас умение понимать других, которому мы научились от наших друзей. Нам не нужно сидеть возле духовных друзей в течение всего дня, стараясь, чтобы они заметили нас. Нужно просто наслаждаться их присутствием.

 5 
 : Апрель 16, 2019, 08:41:04  
Автор Раиса - Последний ответ от Раиса
  Дело в том, что мой друг сам вышел из касты неприкасаемых. Теперь у него имелась семья, хорошая квартира и хорошая работа, но внутри он до сих пор нес подсознательную негативную энергию, порожденную страданиями многих поколений его предков. Он мучился от этого днем и ночью, даже во сне. Он был не в силах освободиться от этой энергии и расслабиться.

Вероятно, наши с вами предки жили в лучших условиях, чем предки этого человека. Но большинство из нас все равно страдает и не находит себе успокоения, как и мой индийский друг. Мы не позволяем себе расслабиться и оказаться здесь и сейчас. Почему мы все время бежим, даже готовя себе завтрак, даже во время обеда, даже когда мы медленно идем или просто сидим? Что-то внутри постоянно толкает нас и тянет куда-то. Куда мы все время бежим?

Будда разъяснил этот вопрос. Он сказал: «Не мучайтесь своим прошлым, потому что оно уже ушло. Не тревожьтесь о своем будущем, ведь оно еще не здесь. Для того чтобы жить, у вас есть всего один миг – настоящее мгновение. Вернитесь в настоящее мгновение и проживите его с глубоким осознанием, и вы станете свободными».

Развязывая два узла.

Существуют два вида узлов. В первый сплетены наши мысли и идеи, наши представления об окружающем и наши знания. У каждого из нас есть мысли и идеи. Но когда мы запутываемся в них слишком сильно, мы не можем добраться до истины. Во второй узел сплетены наши скорби и привычные страдания: страх, гнев, несправедливость, отчаяние, высокомерие. Чтобы ощутить свободу, мы должны освободиться от всего, что сплелось в двух узлах.

Эти узлы глубоко укоренились в нашем разуме и сознании. Они связывают нас и заставляют делать то, чего мы делать не хотим. И поэтому мы не свободны. Мы не свободны каждый раз, когда совершаем что-то, следуя не истинным желаниям, а привычным страхам, мыслям и идеям, глубоко проникшим в наше сознание. Когда вы читаете эту книгу, когда вы занимаетесь медитацией, вы делаете это не с целью приобретения каких-то взглядов или идей. На самом деле ваша цель – освободиться от взглядов и идей. И не старайтесь заменить их старый набор на новый. Перестаньте гоняться то за одним, то за другим представлением о счастье, обменивать одну идею на другую.

Во всех живут глубоко укоренившиеся стереотипы поведения и подсознательная негативная энергия. Каждый день мы позволяем этим невидимым силам управлять нашей жизнью. Мы реагируем на окружающую действительность под влиянием этих факторов. Но наш разум от природы очень гибок. Как говорят нейробиологи, мозг очень пластичен. Мы способны менять его деятельность.

Способность остановиться и осознать настоящий момент является частью определения счастья. Невозможно быть счастливым в будущем. Такое понимание счастья – не предмет веры, а предмет жизненного опыта.

Когда мы останавливаем движения своего тела, то наш внутренний диалог кажется громче. Когда же мы останавливаем диалог внутри нас, приостанавливаем постоянное мыслительное возбуждение, мы чувствуем пространство, предоставляющее нам возможность жить совершенно новой и радостной жизнью.

Мы не в силах быть счастливыми, не обладая пространством для тишины. Я знаю это из своих наблюдений и опыта. Мне не нужна исследовательская аппаратура ученых. Когда я вижу проходящего мимо человека, я сразу могу сказать, счастлив он или нет, умиротворен или нет, любит кого-то или нет. Без тишины мы не живем в настоящем моменте. Но только в этом настоящем моменте мы находим счастье.

Ангулимала.

Во времена Будды на свете жил человек по имени Ангулимала. Он был известный разбойник и убийца. Он испытал немало страданий и был полон ненависти к людям.

Однажды он вошел в город, и все его обитатели в панике разбежались. Случилось так, что Будда и его последователи остановились неподалеку от города, и утром Будда пошел туда собирать подаяние. Один из жителей начал умолять Будду:

– Дорогой учитель, по этой дороге идти в город опасно! Войди в наш дом. Мы предложим тебе пищу. В городе поселился разбойник Ангулимала.

Будда ответил:

– Ничего страшного. Обычно для сбора подаяния я обхожу несколько домов. И делаю это не только ради пищи, но и для того, чтобы встретиться с людьми, предоставить им возможность высказать свои чувства и передать им мое учение.

Будда не прислушался к взволнованным мольбам своих последователей. В нем присутствовало достаточно умиротворенности, духовной силы и отваги, чтобы не прекращать проповедь своего учения. Кроме того, известно, что, прежде чем стать монахом, он был большим мастером боевых искусств.

Будда, умиротворенный и сосредоточенный, нес миску для подаяний. Он шел осознанно, наслаждаясь каждым шагом. Закончив сбор пищи, он отправился обратно через лес и тут услышал позади себя шаги, как будто кто-то гнался за ним. Будда понял, что это Ангулимала. Впервые разбойник увидел кого-то, кто не боялся его. Все, к кому до этого приближался Ангулимала, старались убежать как можно быстрее. Кроме тех воистину несчастных, парализованных страхом.

Но Будда вел себя совершенно иначе. Он просто продолжал идти вперед, не останавливаясь и не оглядываясь. Ангулимала был в ярости от того, что кто-то позволял себе так не страшиться его. Будда вел себя осознанно и целиком владел ситуацией. Сердцебиение его оставалось ровным, и он не чувствовал никакого выброса адреналина в кровь. Он не взвешивал отчаянно варианты своего поведения: сражаться с разбойником или убегать. Он был очень собран и полностью владел собой.

Ангулимала почти настиг Будду и воскликнул:

– Эй, монах, стой! Остановись!

Но Будда продолжал спокойно идти, безмятежно и гордо. Он являл собой воплощение мира, воплощение не-страха. Ангулимала поравнялся с Буддой и проговорил:

– Монах, почему ты не останавливаешься? Я же приказал тебе!

Продолжая движение, Будда ответил:

– Ангулимала, я давно уже остановился. Это ты не остановился.

– Что ты имеешь в виду? – вскричал пораженный Ангулимула. – Ведь ты продолжаешь идти, а говоришь, что остановился?

Тогда Будда разъяснил разбойнику, что значит полностью остановиться.

– Ангулимала, тебе не следует продолжать делать так, как ты делаешь. Ты приносишь много страданий себе и окружающим. Ты должен научиться любить.

– Любить? Это мне ты говоришь о любви? Люди так жестоки. Я всех ненавижу. Я хочу всех убить. Любовь не существует.

Будда мягко возразил:

– Ангулимала, я знаю, что ты много страдал и что ты охвачен великим гневом и ненавистью. Но если ты оглянешься вокруг, то увидишь много добрых, любящих людей. Встречался ли ты с монахами и монашками в нашей общине? Видел ли ты кого-либо из моих учеников? Они очень сострадательны и миролюбивы. Никто не станет этого отрицать. Ты не должен делать себя слепым и не замечать, что на свете существует любовь и люди, способные на нее. Ангулимала, остановись.

Ангулимала отвечал:

 – Слишком поздно. Слишком поздно мне останавливаться. Даже если я попытаюсь, люди не дадут мне сделать это. Они убьют меня в то же мгновение. Даже если бы я хотел, я не могу остановиться.

Будда сказал:

– Дорогой друг, никогда не бывает поздно сделать что-то. Остановись сейчас. Я помогу тебе как друг. И наше братство защитит тебя.

Услышав это, Ангулимала отбросил свой меч, встал на колени и попросил о принятии его в религиозное братство Будды. В общине он стал самым старательным последователем. Он полностью изменился и оказался мягким человеком, воплощением ненасилия.

Если смог остановиться Ангулимала, значит, то же самое можем сделать и все мы.

Никто из нас не подвержен суете, агрессии и буйству более, чем был подвержен им этот разбойник.

Мы не в силах найти покой тишины без того, чтобы остановиться. Если мы будем гнаться за чем-то все быстрее и быстрее, если мы будем принуждать себя к чему-то все сильнее и сильнее, мы никогда не добьемся этой тишины. Мы способны найти ее только здесь. В тот самый момент, когда мы по-настоящему остановим наше движение и внутренний шум, мы начнем находить исцеляющую тишину. Тишина – это не лишение чего-то, это не бесполезная пустота. Чем больше в нас пространства для неподвижности и тишины, тем больше мы можем дать себе и окружающим.

 6 
 : Апрель 16, 2019, 08:39:33  
Автор Раиса - Последний ответ от Раиса
  Кокосовый монах сделал много для распространения идеи мира по всей стране. Он организовал центр медитации в дельте реки Меконг и собирал много людей на совместную медитацию. Он собрал много пуль и осколков снарядов и переплавил их в большой колокол. Колокол осознанности. Он повесил этот колокол в своем центре и звонил в него. Он написал стихотворение, в котором говорил: «Дорогие пули, дорогие снаряды. Я собрал вас для того, чтобы вы помогали в нашей религиозной деятельности. В своей прошлой жизни вы убивали и разрушали. Но в своей новой жизни вы будите людей, вы пробуждаете их к гуманности, любви, взаимопониманию». Монах звонил в колокол каждое утро и каждый вечер, призывая людей на молитву. Само по себе существование колокола стало символом возможности перевоплощения.

Однажды Кокосовый монах отправился к президентскому дворцу, желая передать президенту петицию о мире. Охрана, конечно, его не пропустила. Уговоры не подействовали, и монах замолчал. Он расстелил подстилку и провел ночь прямо перед воротами дворца президента. Около него находилась небольшая клетка, где обитали кошка и мышка, которых монах научил жить в мире. Кошка не трогала мышь. Один из охранников поинтересовался: «Зачем ты пришел сюда?» Кокосовый монах ответил: «Я хочу показать президенту, что даже кошка с мышкой способны мирно сосуществовать». Монах хотел спросить всех людей: «Если даже кошка с мышкой могут жить в мире, то почему не можем этого мы, люди?

Кокосовый монах провел много времени в тишине наедине с собой. Он искреннее желал максимально участвовать в установлении мира в его стране. Для этого он чувствовал потребность быть понятным людям и не поддаваться ни на какие отвлекающие факторы. Некоторые считали его ненормальным. Но я так не думаю. Я думаю, что он был активистом борьбы за мир, очень твердо ощущавшим себя самим собой на острове своего «я».

Уединение.

Когда люди слышат об острове своего «я», они часто думают, что речь идет о том, чтобы проводить жизнь в одиночестве, отгородившись от людей и вообще ото всего в жизни. Но такая практика, такая «жизнь в одиночестве» отнюдь не подразумевает отсутствия других вокруг вас. Она только означает, что вы прочно присутствуете в настоящем, в здесь и сейчас, что вы полностью осознаёте все происходящее вокруг в данный момент.

Для этого вы используете осознанность, благодаря которой вам становятся известны все чувства и все мысли, живущие в вас, а также все, что случается в вашем окружении. Вы всегда с собой, вы не утрачиваете своего «я». Это более глубокий способ проживания жизни в уединении.

Практиковать уединение означает научиться находиться в данном конкретном моменте времени, не будучи отягощенным прошлым или унесенным будущим. И самое важное – не будучи отвлеченным толпой. Вам не обязательно уходить для этого в лес. Живите среди людей, ходите в магазины, гуляйте с друзьями – и в то же время в полной мере наслаждайтесь тишиной и уединением. В сегодняшней жизни вокруг нас существует так много вещей, взывающих к вашему вниманию и требующих реагирования, что нам приходится учиться достигать состояния уединения.

Полезно каждый день проводить некоторое время в физическом уединении. Некоторые считают, что радость реально испытывать только в окружении людей, с которыми можно разговаривать, смеяться и развлекаться. Но радость и счастье посещают нас и в уединении. И эти чувства бывают такими глубокими, что вам будет легче поделиться ими с другими. Если в состоянии уединения вы испытали счастье и радость, вы многое дадите людям. Без возможности находиться определенное время наедине с собой вы ощущаете эмоциональное истощение. А когда вам не хватает духовной и чувственной пищи, вы можете меньше предложить другим. Именно поэтому так важно научиться жить в уединении.

Каждый день уделяйте какое-то время тому, чтобы физически побыть наедине с собой, поскольку это наполнит вас силами и поможет глубоко заглянуть внутрь себя. Это не означает, что вы не должны практиковать уединение и глубинный взгляд в себя, находясь в толпе. Это также вполне возможно. Даже когда вы находитесь на шумном рынке, вы способны оставаться наедине с собой и не поддаваться отвлекающему влиянию толпы. Вы можете по-прежнему оставаться самим собой и быть хозяином самого себя. Точно так же вы в силах оставаться самим собой даже в моменты участия в оживленной беседе или даже в обстановке проявления сильных массовых эмоций. Даже при этом вы будете прочно стоять в безопасности на острове вашего «я».

Имеются две разновидности уединения, и обе из них важны. Первая разновидность – физическое уединение человека. Вторая – сохранение человеком самого себя как центра в любой группе людей. Именно тогда, когда вы начнете ощущать комфорт в своем уединении, вы окажетесь взаимосвязаны с миром. Я чувствую себя взаимосвязанным с вами потому, что полностью являюсь самим собой. Все просто: для того чтобы установить связь с миром, вы прежде всего должны обернуться к себе и установить связь с собой.

Свобода от подсознательной негативной энергии.

Каждый из нас имеет внутри себя определенный запас подсознательной энергии. Подсознательная энергия заставляет нас без участия сознания повторять тысячи раз одни и те же действия. Она заставляет нас куда-то бежать, что-то делать, постоянно прокручивать в своей голове мысли о прошлом и будущем и обвинять других в наших страданиях. Она препятствует полному проявлению нашей способности быть умиротворенными и счастливыми в каждый взятый момент.

Подсознательная энергия унаследована нами от многих поколений наших предков. И в своей жизни мы продолжаем наращивать ее. Эта энергия очень мощная. В большинстве своем люди достаточно умны для того, чтобы понимать, что совершение какого-то негативного действия или отрицательное высказывание о другом человеке вредит отношениям с ним. И в обычной ситуации мы избегаем таких действий или слов. Однако в напряженной ситуации мы все же совершаем их, даже осознавая всю пагубность подобного поведения. Почему? Потому что подсознательная негативная энергия сильнее нас. Именно поэтому практика осознанности нацелена на то, чтобы освободить нас от подсознательной негативной энергии.

Я помню одно свое автобусное путешествие с другом по Индии. Мы посещали общины далитов (неприкасаемых) и объехали многие штаты, организовывая практики по развитию осознанности, лекции и семинары по буддистской философии. Виды за окнами автобусов открывались прекрасные: пальмы, храмы, буйволы и рисовые поля. Я с удовольствием смотрел на эти пейзажи, но мой друг выглядел очень напряженным. Было ясно, что он не получает от них такого же наслаждения, как я. Я понял, что внутри него происходит какая-то борьба. Тогда я сказал:

– Дорогой друг, тебе не следует ни о чем беспокоиться. Я знаю, что ты озабочен сложностью нашей миссии и хочешь сделать ее успешной. Ты желаешь, чтобы мне было хорошо. Но я уже счастлив. Поэтому расслабься. Сядь поудобнее, улыбнись. Виды вокруг просто великолепные.

– Хорошо, – ответил он и действительно занял более удобное положение. Но когда я бросил на него взгляд через несколько минут, то увидел, что он сделался таким же напряженным, как и раньше. Он по-прежнему был объят тревогой и волнением. Он не мог освободиться от подсознательной энергии, существовавшей уже тысячи лет. Он не был в состоянии находиться в настоящем. А я проповедовал и проповедую как раз это.


 7 
 : Апрель 16, 2019, 08:38:23  
Автор Раиса - Последний ответ от Раиса
  Не волнуйтесь, если вы чем-то расстроены, что-то идет не так или, наконец, в данный момент вы просто испытываете лень. В такие минуты практиковать осознанное дыхание или медитировать (сидя или в движении) не следует. Достаточно простого дыхания. Достаточно просто посидеть. Достаточно просто пройтись. Растворитесь в своем действии. Представьте себе, что вы сами по себе и являетесь ходьбой.

Однажды в 2003 году я был в Корее, собираясь возглавить большую группу медитирующих по улицам Сеула. Очень много людей пришло, чтобы присоединиться к этому маршу. Но я не мог начать процессию, поскольку прямо перед нами выстроилась стена из фотографов и репортеров. И тогда я сказал: «Дорогой Будда, я отступаю. Теперь, пожалуйста, ты иди вместо меня». Я сделал один шаг. Вдруг путь для меня открылся, и я смог пойти дальше. После этого случая я написал нижеследующие стихи. Я до сих пор использую их при медитации во время ходьбы. Может быть, они помогут и вам.


Пусть Будда дышит.

Пусть Будда идет.


Мне не нужно дышать.

Мне не нужно идти.


Будда дышит.

Будда идет.


Я наслаждаюсь дыханием.

Я наслаждаюсь ходьбой.


Нет того, кто дышит.

Нет того, кто идет.

Глава 6
Концентрация внимания.

Чем чаще мы практикуем возвращение к самим себе и чем больше времени уделяем развитию осознанности, тем отчетливее становятся для нас переживаемые страдания. Хотя осознанное дыхание и спокойствие делают нас ближе к счастью, они же (особенно на начальном этапе) знакомят нас с болью, поскольку мы яснее ощущаем тот негатив, от которого до сих пор прятались.

В природе человека заключено естественное желание избегать страданий. Но без страданий мы не способны полностью развиться как полноценные человеческие существа.

Если мы понимаем это, то в конечном счете страдаем меньше, и наши страдания легче трансформируются в другие чувства. Если же мы настойчиво избегаем страданий и прячем их в самые отдаленные уголки нашего разума, мы только продлеваем их существование.

Если мы никогда не пережили страданий, то не сможем и не захотим понимать и сострадать другим людям. Страдание в жизни человека играет очень важную роль. Мы должны учиться распознавать страдание и сдерживать его, поскольку, осознавая его, помогаем своему развитию.

Весьма часто мы избегаем тишины, полагая, что таким образом мы избежим страданий. Но на самом деле пребывание в тишине для возвращения в себя является единственным способом помочь исцелиться от страданий.

Значительная часть моего наставничества посвящена тому, чтобы помогать людям научиться распознавать страдание, сдерживать и трансформировать его в другие чувства. Это целое искусство. И нам нужно его постичь. Нам нужно научиться спокойно улыбаться нашим страданиям так же, как мы спокойно улыбаемся влажному илу, потому что понимаем, что только с его помощью (и при наличии соответствующего умения) мы вырастим на этом иле прекрасные лотосы.

У страданий бывают очень глубокие корни, тяжелые эмоциональные раны, остающиеся с нами надолго после их возникновения. Но бывают и такие страдания, которые по-французски называются les petites misères – небольшие неприятности, возникающие в нашей жизни ежедневно. Если мы научимся справляться с ними, то избежим участи стать жертвой так называемых тяжелых трудовых будней. Когда страдания – то ли глубокие, то ли небольшие – нам мешают, мы должны суметь распознать и сдержать их.

Наши страдания могут быть переданы нам нашим отцом, или матерью, или иными предками. Если мы распознаем, сдержим и трансформируем страдания в более адекватные чувства, мы сделаем это не только ради себя, но и ради нашего отца, матери и других предков.

Невозможно убежать от боли. Она существует повсюду. Помимо наших человеческих индивидуальных и коллективных страданий, боль существует и в природе. Стихийные и порожденные самими людьми бедствия и катастрофы ежедневно обрушиваются на нашу планету: цунами, лесные пожары, голод, войны. Невинные дети каждый день умирают из-за недостатка питьевой воды, пищи или лекарств. Мы связаны с этими страданиями, даже если непосредственно не испытываем их. Когда умирает этот ребенок, та старуха, тот юноша, то в некотором смысле умираем и мы. В то же время мы остаемся живыми, что означает, что в некотором смысле живыми остаются и они. Это медитация. Понимание глубокой истины помогает нам развить волевые устремления и желание жить так, чтобы помогать другим также оставаться живыми.

Остров нашего «я».

Когда мы возвращаемся к себе домой, мы можем расслабиться, распустить волосы и быть такими, какие мы есть на самом деле. Мы ощущаем тепло, комфорт, безопасность и удовлетворение. Наш дом – то место, где исчезает одиночество.

Но где на самом деле находится наш дом?

Наш настоящий дом – это то, что Будда называл островом нашего «я». Это тихое и умиротворенное место внутри нас. Часто мы его даже не замечаем. Мы даже не понимаем, где находимся, потому что окружающее нас внешнее пространство и наше внутреннее пространство заполнены шумом. Для того чтобы отыскать остров нашего «я», нам нужна тишина.

Каждый раз, когда вы испытываете дискомфорт, возбуждение, печаль, страх или тревогу, вам следует применять осознанное дыхание, чтобы вернуться назад к себе, на ваш остров осознанности. Если вы регулярно практикуете осознанность, когда не испытываете жизненные трудности, то легче и непринужденнее найдете безопасное место внутри себя, столкнувшись с настоящими проблемами. Вам повезло: вы владеете практикой осознанности. Поэтому не уставайте использовать ее для того, чтобы укрепить вашу связь со своим внутренним домом. Для того чтобы отправиться на остров своего «я», не ждите удара гигантской волны. Тренируйте возвращение в себя как можно чаще, осознанно проживая даже самые обычные моменты жизни. И когда в вашу жизнь с неизбежностью ворвутся трудности, вы легко и естественно вернетесь в свой внутренний дом.

Ходьба, дыхание, медитация, прием пищи и чаепитие в осознанности – все это предоставляет вам конкретные возможности для возвращения в себя по многу раз в день. В вас живет зерно осознанности. Оно всегда остается внутри вас. Вы всегда можете управлять своими вдохами и выдохами. Внутри вас есть остров вашего «я». Умение находить для себя убежище на этом острове через осознанность дается с ежедневной практикой.

Кокосовый монах.

Однажды во Вьетнаме жил человек, которого называли Кокосовым монахом, потому что он любил забираться на кокосовые пальмы и медитировать на специально устроенном помосте. Вверху, на пальме, было прохладнее.

Рассказывают, что когда-то он выучился во Франции на инженера. Но, вернувшись во Вьетнам, застал полыхающую в стране войну. Он оставил свое желание работать инженером и захотел стать монахом. Он самоотверженно отдался служению религии. Он написал письмо в честь Нат Чи Май, моей ученицы, которая сожгла себя для того, чтобы призвать людей прекратить войну. В письме он писал: «Я сжигаю себя так же, как и ты. С той лишь разницей, что я сжигаю себя медленно». Он говорил о том, что его жизнь полностью отдана борьбе за мир.

 8 
 : Апрель 16, 2019, 08:37:08  
Автор Раиса - Последний ответ от Раиса
  Однажды я проводил занятия по медитации в одном отдаленном месте в горах Калифорнии. В самом начале нашего семинара там возник большой лесной пожар. Пока мы занимались медитацией в сидячем положении и прогуливались вокруг, мы слышали звук двигателей множества вертолетов. Этот звук большинству из нас был не очень приятен. Многие из приехавших на семинар были либо вьетнамцами, либо вьетнамо-американцами. Для нас рев вертолетов ассоциируется с разрывами снарядов и бомб, со смертью и еще раз со смертью. Мы выжили в жестокой войне, и звук от вертолетов беспокоил нас и напоминал обо всех тех ужасах, через которые многие прошли. Даже для тех участников, кто не испытал тягостей войны, шум вертолетов казался громким и навязчивым.

Но вертолеты не улетали. Не уходили и мы. Мы решили осуществить занятие по медитации, осознанно слушая шум вертолетов. Когда люди слышат приятный звук, например звук колокольчика, они испытывают желание сосредоточиться на нем. Теперь же нам предстояло научиться позитивно воспринимать шум вертолетов. Применяя осознанность, мы смогли убедить себя в том, что в воздухе кружат не военные вертолеты, совершающие боевые вылеты. Эти вертолеты должны были побороть пламя разрушительного пожара. Осознавая данный факт, мы трансформировали возникшие у нас неприятные ощущения в чувства благодарности и признательности. Поскольку звук приближающегося вертолета возникал с паузой меньше двух минут, если бы мы не сумели применить осознанность, то ситуация стала бы для нас весьма мучительной.

Все участники того семинара (а их было более шестисот) практиковали осознанное дыхание с жужжащими над ними вертолетами. Мы проговаривали про себя четверостишие, которое обычно произносится в те моменты, когда мы слушаем колокольчик, слегка переделав его под окружающий нас мир:


Я слушаю.

Я слушаю.

Шум вертолета

Возвращает меня в настоящее.

И мы осознанно пережили неожиданную трудную ситуацию вполне удовлетворительно.

Пять минут на жизнь.

Если вы только начинаете практиковать медитацию, постарайтесь каждый день посвящать пять минут спокойной и осознанной ходьбе. Когда вы находитесь наедине с собой, идите как можно медленнее. Вам будет легче идти медленно, делая один шаг на каждый вдох и один шаг на каждый выдох. Совершая вдох, вы делаете один шаг. И делаете его таким образом, чтобы за время продолжительности вдоха ваш мыслительный процесс полностью остановился. Если этого не произошло, сделайте паузу в движении и совершите несколько осознанных вдохов и выдохов до тех пор, пока ваши мысли не остановятся. Вы почувствуете это. Когда вы достигаете ощущения осознанного бытия, в вас происходят заметные физиологические и ментальные изменения.

Если вы добьетесь успеха в том, чтобы делать один шаг осознанно и не думая, тогда вы сможете делать и два таких шага. Начните с прогулки продолжительностью в пять минут. Но, возможно, процесс настолько вам понравится, что вы станете проделывать это упражнение несколько раз в день.

В наше время люди очень заняты. Нас всегда что-то отвлекает от текущего момента. У нас нет времени на то, чтобы жить настоящей жизнью. Осознанность поможет понять это. Она сама по себе уже является просветлением. Поэтому нам нужно начать с такого просветления и с пробуждения: нам необходимо убедить себя в том, что мы действительно хотим жить своей жизнью, что мы действительно хотим остановиться здесь, чтобы ничто не относило нас в сторону от нашей жизни. Применяя практику осознанности во всем: в медитациях сидя, или во время ходьбы, или даже в процессе чистки зубов, – мы научимся останавливать свои мысли. Этого можно добиваться в любое время дня, даже в те минуты, когда вы за рулем.

Вы освобождены, вы получили свободу. Эта свобода делает возможным ваше исцеление. Вашу жизнь. Ваше счастье.

Сегодня много говорят о некоем балансе, который должен существовать между работой и личной жизнью. Мы склонны считать работу одним, а личную жизнь – чем-то другим. Но это не обязательно рассматривать таким образом. После того как вы приехали на работу и припарковались, вы можете выбрать между тем, чтобы пройти в свой офис осознанно и с ощущением счастья или в спешке и думая о чем-то отвлеченном. Если вы знаете, как быть наедине с собой по пути на работу, то каждый шаг принесет радость и счастье. С каждым шагом вы станете освобождаться от напряженности в теле. С каждым шагом вы будете прикасаться к окружающим чудесам.

Когда вы идете осознанно, то полностью вкладываетесь в этот процесс. Вы осознаёте каждый свой шаг: это именно вы осознанно двигаетесь, а не просто многолетняя привычка толкает вас вперед. Вы сами себе властелин. Именно вы являетесь тем королем, который принимает решения. Вы идете, потому что так хотите вы. В каждом вашем шаге присутствует свобода. Каждый шаг вы совершаете целенаправленно. Каждый ваш осознанный шаг делает доступными для вас окружающие чудеса жизни, присутствующие здесь и сейчас. Двигаясь осознанно, вы переносите целостность вашего тела и разума в каждое ваше движение. Именно поэтому вы можете ни о чем не думать, когда идете. Если вы о чем-нибудь думаете, ваши мысли отвлекают от ходьбы. Вы не должны ни о чем говорить, потому что слова отнимут у вас движение.

Осознанная ходьба доставляет большое удовольствие. Когда внутри вас присутствуют осознанность и сосредоточенность, вы полностью являетесь самим собой. Вы идете, как Будда. Без осознанности ходьба покажется вам неким чуждым и скучным занятием. С осознанностью ходьба представляет для вас жизнь.

Точно так же, когда вы моете посуду после ужина, именно то, как вы ее моете, и составляет для вас отличие между скучной обязанностью и моментом настоящей жизни. Посуду следует мыть так, чтобы вы наслаждались каждым мгновением этого процесса. Мытье пола или приготовление завтрака становится для вас жизнью, а не работой, если вы знаете, как делать это осознанно.

Люди, «зацикленные» на отделении работы от личной жизни, проводят бóльшую часть времени не живя. Мы должны научиться тому, чтобы привносить осознанность, простор и радость во все, что мы делаем, а не только в то, что можно рассматривать как медитацию или игру. Если мы станем включать осознанность в разные части нашего обычного дня, хотя на пять минут за раз, то воображаемая нами разделительная линия между работой и личной жизнью исчезнет. И каждая часть обычного дня предоставит нам время для самих себя.

Упражнение
Медитация во время ходьбы.

Мы часто сталкиваемся с рассказами о чудесах: как люди ходят по воздуху, воде или не сгорают в огне. Что касается меня, то я считаю чудом уже то, что человек просто может мирно ходить по нашей Земле. Сама по себе мать-Земля – чудо. Каждый шаг по ней – тоже чудо. Совершая осознанные шаги по нашей прекрасной планете, мы способны обрести исцеление и счастье. Медитация во время прогулок – прекрасный способ, позволяющий вернуться в настоящий момент и в нашу жизнь вообще.

Когда вы медитируете во время ходьбы, держите под постоянным контролем ноги, почву и моменты контакта ступней с почвой. Добивайтесь естественного дыхания и соотносите ваши шаги со вдохами и выдохами, а не наоборот. Делайте несколько шагов на каждый вдох и несколько шагов на каждый выдох. Обычно выдох длится дольше, чем вдох, поэтому на него чаще требуется больше шагов. В малолюдных местах попробуйте практиковать медленную ходьбу. Кстати, она является наиболее целительной. Во время нее делайте один шаг на вдох и один шаг на выдох. При каждом вдохе произносите «Вдох», при каждом выдохе – «Выдох». Или замените эти слова соответственно на «Вернулся» (вдох) и «В свой дом» (выдох). С каждым новым шагом вы будете возвращаться в свой настоящий дом, в настоящий момент.

 9 
 : Апрель 16, 2019, 08:36:09  
Автор Раиса - Последний ответ от Раиса
  Чтобы понять нашу подлинную природу, мы должны остановить постоянно текущий внутренний диалог, заполняющий все свободное пространство внутри нас. И начать стоит с ежедневного выключения нашего внутреннего радио «Нескончаемые размышления» хотя бы на несколько мгновений. А освободившееся пространство необходимо заполнять радостью.

Осознанное дыхание.

Как мы уже видели, самый простой для нас способ освободиться от нескончаемых размышлений – освоить практику осознанного дыхания. Мы дышим постоянно, но редко обращаем внимание на данный процесс. Мы редко наслаждаемся нашим дыханием.

Осознанное дыхание – это лекарство, которым вы можете наслаждаться при каждом полном вдохе и выдохе на всем их протяжении. Если вы концентрируетесь на дыхании, то заставляете клетки мозга и всего тела петь в унисон.

Осознанно осуществляя дыхание, вы проникаете вглубь себя. Ваше тело дышит, а оно является вашим домом. С каждым вдохом вы возвращаетесь домой в себя.

Даже если вы храните в себе много печали, гнева или одиночества, проникая в себя за счет вдохов и выдохов, вы получаете доступ к скрытым глубоко внутри чувствам, не опасаясь оказаться их пленником. Ваше осознанное дыхание – один из способов сказать: «Не волнуйся, ты у себя дома. И здесь ты сумеешь справиться с эмоциями».

Осознанное дыхание – основание вашего внутреннего дома. Если вы хотите реализовать свои мечты; если вы хотите добиться хороших отношений с членами вашей семьи и друзьями; если вы хотите помочь окружающим вас людям – начните со своего дыхания. Каждый ваш вдох, каждый ваш шаг, каждое ваше действие, совершенные осознанно, обеспечат ваше существование.

Создание пространства для осознанности.

Многие думают, что в нашей жизни отсутствует пространство для осознанности. Но истина в том, что осознанная жизнь – это вопрос правильной организации обычной жизни или следование по пути истинных целей, а не втискивание дополнительного пункта под названием «Медитация» в распорядок дня. Вам необязательно находиться в комнате для медитации или ждать свободного времени, чтобы практиковаться в осознанности (хотя, конечно, хорошие условия для этого не помешают). Спокойным осознанным дыханием вы можете заниматься в любое время. Любое место, где вы находитесь, наполнится для вас духовным смыслом, если вы пребываете там в расслабленном и умиротворенном состоянии и внимательно следите за дыханием, даже продолжая заниматься каким-то другим делом.

Когда вы просыпаетесь утром, то еще в кровати начните свой день с осознанного дыхания. Потратьте эти несколько секунд на то, чтобы последить за вдохами и выдохами и настроиться на то, что перед вами открываются новые двадцать четыре часа жизни. Это подарок судьбы!

После того как я был обращен в монашеское звание, мне пришлось заучить множество коротких стихотворений, помогающих развивать осознанность. Первым из этих стихотворений было следующее:


Просыпаясь утром, я улыбаюсь.

Передо мной двадцать четыре новых часа моей жизни.

Я даю обещание прожить их со всей глубиной

И смотреть на все, что окружает меня, c состраданием.

Как вы видите, в данном стихотворении четыре строфы. Первая – для вашего вдоха. Вторая – для вашего выдоха. Третья – для вашего второго вдоха. Четвертая – для вашего второго выдоха. Совершая вдохи и выдохи, вы одновременно концентрируетесь на духовном смысле того, что вы произносите. Вы желаете прожить следующие двадцать четыре часа мирно и счастливо. Вы полны решимости не растрачивать впустую ни одного мгновения этих двадцати четырех часов, потому что осознаете, что они являются подарком и каждое утро вы будете получать такой подарок вновь и вновь.

Удобное положение сидя – замечательное условие для осознанного дыхания. Многие не могут позволить себе сидеть и заниматься только дыханием. Они считают это непозволительной роскошью. Вокруг нас постоянно звучит фраза «Время – деньги!». Но время – это значительно больше, чем деньги. Время – это жизнь. Очень несложная практика, когда человек просто регулярно сидит наедине с собой, приносит хороший исцеляющий эффект. Ненадолго прерваться в текущих делах и занять сидячее положение – вполне достаточно, чтобы сосредоточиться на осознанном дыхании и ни на чем ином.

Как обычно мы выключаем телевизор во время еды, так и в эти же минуты вам стоит выключать внутреннюю радиостанцию «Нескончаемые размышления», обращая внимание исключительно на дыхание, на принимаемую пищу и на людей, с кем вы делите трапезу. Когда вы убираетесь на кухне или моете посуду, старайтесь делать это в приподнятом настроении, с любовью, радостью и чувством благодарности. Когда вы чистите зубы, совершайте и это действие с осознанностью. Не думайте о других вещах. Сконцентрируйтесь только на том, что чистите зубы. В день вы, вероятно, тратите пару минут на чистку зубов. И в эти пару минут думайте только о зубах и процессе их чистки. Чистите зубы так, будто это принесет вам счастье. Когда вы находитесь в туалете, получайте радость и в эти мгновения. Осознанность способна поменять ваши взаимосвязи со всем. Она поможет вам ощущать свое присутствие здесь и сейчас и получать радость от всего, что вы делаете.

Занятия осознанной ходьбой, как мы видели ранее, тоже создают прекрасные возможности для исцеления и ощущения себя счастливым. Делая шаг, наслаждайтесь каждым прикосновением к земле. Когда вы делаете шаг в состоянии осознанности, вы возвращаетесь сами к себе. Каждый шаг позволяет вам почувствовать свое тело. Он возвращает ощущение присутствия здесь и сейчас. Так что, когда вы идете от парковки или остановки автобуса на работу, или на почту, или в магазин, следите за тем, как с каждым шагом вы возвращаетесь в свой внутренний дом.

Что бы вы ни делали, если вы находитесь в состоянии спокойствия и осознанности, то вы всегда сумеете вернуться в себя. Ведь в большинстве случаев мы идем и не осознаём, что идем. Мы где-то находимся, но не осознаём где. В наших мыслях мы очень далеко. Мы живем, не осознавая, что мы живы. Мы постоянно теряем контакт с собой. Поэтому, успокоив тело, очистив мысли и просто тихо сев, вы уже совершите в отношении себя небольшую революцию. Вы садитесь и останавливаете внутреннее чувство пустоты. Чувство утраты себя, чувство того, что вы – это не вы. Когда вы садитесь, вы снова находите контакт с собой. Вам не нужен для этого компьютер или смартфон. Вам необходимо только осознанно принять сидячее положение и осознанно делать вдохи и выдохи. И через несколько секунд вы снова в контакте с собой. Вы начинаете понимать, что происходит: с вашим телом, с вашими чувствами, с вашими эмоциями и с вашими ощущениями. Вы вновь у себя дома, и вы можете проявить о нем необходимую заботу.

Вероятно, вы вернулись в свой внутренний дом через продолжительный промежуток времени, и все здесь оказалось перевернутым вверх дном. Сколько ошибок совершили вы, не обращая внимания на ощущения вашего тела, на бурлящие внутри вас эмоции? Как много ошибочных идей направляли ход ваших мыслей и рассуждений?

Возвращение в свой внутренний дом означает сесть и, находясь наедине с собой, восстанавливать контакт с собой и воспринимать ситуацию в ее полной реальности. Даже если в вашем внутреннем доме беспорядок, примите это и используйте, чтобы вновь начать движение вперед в более правильном направлении. Я часто думаю о Тан Луонге, который сумел так глубоко воспринять момент абсолютной тишины, воцарившейся в храме, и пронести его в себе через ужас войны. Даже если мы попадаем в хаос, мы все равно можем каждый день находить в себе некоторое пространство для тишины, помогающее обрести умиротворение и подсказывающее пути выхода из трудного положения.


 10 
 : Апрель 16, 2019, 08:35:08  
Автор Раиса - Последний ответ от Раиса
  – Из какого ты храма? – задал он вопрос.

Когда я сказал, что живу в храме Бао Куок, он заинтересовался.

– Бао Куок, – повторил он. – Не тот ли это большой храм, что стоит на холме рядом с железнодорожной станцией?

В ответ я кивнул. А он указал на здание водокачки, в котором, видимо, находился его пост, и сказал:

– Если ты не очень занят, давай поднимемся туда и поговорим немного.

Мы поднялись на холм и присели неподалеку от водокачки. Солдат рассказал мне о том, что за несколько дней до этого в десять часов вечера он и пятеро его товарищей совершили рейд в храм Бао Куок в поисках повстанцев из организации Вьетминь, которые, по данным французов, находились в храме.

– Мы были вооружены и полны решимости найти их. Нам был дан приказ арестовать и даже убить повстанцев при необходимости. Но когда мы вошли в храм, то застыли в удивлении.

– Из-за того, что там было много членов Вьетминя?

– Нет-нет! – воскликнул француз. – Как раз если бы там были активисты Вьетминя, мы не удивились бы. Мы бы атаковали независимо от их количества.

– Так что же удивило вас? – спросил я, не понимая.

– Произошедшее там оказалось так неожиданно. Когда мы ходили в рейды в прошлом, то, заметив нас, люди разбегались или паниковали.

– Понятно, людей охватывал страх, потому что они столько раз до этого подвергались насилию с вашей стороны, – пояснил я.

– Лично я не люблю угрожать людям или применять по отношению к ним силу, – ответил солдат. – Возможно, они боятся из-за того, что кто-то раньше сильно запугал их. Но когда мы вошли той ночью в храм Бао Куок, он выглядел как пустыня. Масляные светильники еле горели. Мы намеренно громко шагали по гравию, и нам казалось, что в храме много народа. Но мы не нашли никого. Вокруг царила невероятная тишина. Крики солдат громким эхом звучали в моих ушах. Нам никто не отвечал. Я включил фонарь и направил луч света в помещение, которое, как мы думали, пустовало. И тут я увидел пятьдесят или шестьдесят монахов, сидящих неподвижно в абсолютной тишине и медитировавших.

– Вы пришли туда как раз во время нашей вечерней медитации, – кивнул я.

– Да. Создавалось впечатление, что мы столкнулись с какой-то неизвестной нам и невидимой силой. Мы были так ошеломлены, что просто развернулись и вышли во двор. Эти монахи игнорировали нас! Они не произнесли ни звука и не продемонстрировали никаких следов страха или паники.

– Они не игнорировали вас. Они были полностью сконцентрированы на своем дыхании. И все.

– Их спокойствие как будто затягивало меня в омут, – признался мой собеседник. – Оно по-настоящему вызвало у меня уважение. Я и мои товарищи еще полчаса молча стояли во дворе храма под большим деревом. Потом прозвучало несколько ударов колокольчиков, и храм ожил. Один из монахов зажег факел и вышел, чтобы позвать нас внутрь. Но мы объяснили ему, зачем приходили, и удалились. В тот день мое представление о вьетнамском народе начало меняться. Вокруг меня много молодых солдат, и все они тоскуют по родине. Мы скучаем по нашим семьям и домам. Нас послали сюда убивать членов Вьетминя, но мы не знаем, кто кого в конечном счете убьет: мы их или они нас. Мы можем никогда не вернуться во Францию к своим семьям. Когда я вижу, с каким трудом местное население восстанавливает жизнь своей разрушенной страны, то вспоминаю, с каким напряжением и мои родственники в моей любимой Франции восстанавливают жизнь, разрушенную Второй мировой войной. Умиротворенная и спокойная жизнь монахов заставляет меня думать о том, что такой жизнью должно жить все человечество. Я не понимаю, зачем мы пришли сюда. В чем причина ненависти между активистами Вьетминя и нами, заставившая нас преодолеть половину земного шара и сражаться с ними в такой дали от Франции?

Глубоко взволнованный этими словами, я взял его руку. Я рассказал ему историю одного моего старого друга, который отправился сражаться с французами и одержал много побед. Однажды он пришел ко мне в храм и, обняв меня, зарыдал. Он рассказал, как во время одной операции по захвату французского укрепления он лежал в засаде среди скал и видел перед собой двух ничего не подозревавших молодых французских солдат, сидевших на земле и мирно беседовавших между собой.

– Когда я посмотрел в их ясные, молодые и невинные лица, я не смог открыть по ним огонь, дорогой брат, – сказал мой друг. – Люди могут обвинить меня в слабости. Они могут сказать, что если бы все вьетнамские солдаты были такими, то враг давно завоевал бы уже всю нашу страну. Но на какой-то момент я полюбил своих врагов так, как любит меня мать! Я понимал, что смерть этих юношей принесет страдания их матерям во Франции, точно так же как заставила страдать мою мать смерть моего младшего брата.

– Вот видишь, – продолжил я. – Сердце того молодого вьетнамского ополченца было полно любви к человечеству.

Французский солдат сидел тихо, глубоко задумавшись. Возможно, как и я, он все больше понимал абсурдность убийства, весь ужас войны и страдания массы людей, гибнувших в беспощадной и несправедливой бойне.

Солнце уже поднялось высоко, и мне пора было отправляться в путь. Француз сообщил мне, что его зовут Даниэль Марти и что ему двадцать один год. Незадолго до прибытия во Вьетнам он только окончил среднюю школу. Он показал мне фотографии матери, младшего брата и сестры. Мы расстались с чувством возникшего между нами взаимопонимания, и Даниэль пообещал мне приходить в храм Бао Куок по воскресеньям.

В последующие месяцы по мере возможности он посещал меня в храме, и мы занимались с ним медитацией в специальном зале. Я дал ему духовное имя Тан Луонг, что означало «чистая и исцеляющая мирная жизнь». Я учил его вьетнамскому языку (ранее он усвоил только несколько военных фраз), и через несколько месяцев мы стали изъясняться на моем родном языке. Он рассказал мне, что больше не ходит, как раньше, в ночные рейды, и я разделил с ним радость по этому поводу. Он показывал мне письма, приходящие ему из дома. Когда он видел меня, то по-буддистски соединял в приветствии свои ладони.

Однажды мы пригласили Тан Луонга в храм на общую вегетарианскую трапезу. Он воодушевленно принял предложение и затем восхищался оливами и другой нашей пищей. Ароматный грибной суп, приготовленный моим братом, настолько понравился ему, что он никак не мог поверить, что это вегетарианский рецепт. Мне пришлось в деталях рассказать Даниэлю о способе приготовления супа.

Иногда, сидя неподалеку от храмовой пагоды, мы рассуждали с Даниэлем о религии и литературе. Когда я восторгался французской литературой, лицо Даниэля светилось от гордости за культуру своей страны. Наша дружба стала очень глубокой.

Наконец во время одного из своих визитов Даниэль сообщил, что его подразделение передислоцируется в другое место, а он сам скоро вернется во Францию.

Я проводил его до ворот храма, и мы обнялись.

– Я буду писать тебе, брат, – сказал он.

Через месяц я получил от него письмо, сообщавшее, что скоро он уезжает во Францию, но потом его направляют в Алжир. Он обещал писать мне и оттуда. С тех пор о Даниэле у меня не было никаких известий. Кому сейчас ведомо, где Тан Луонг. Жив ли он? Но я знаю, что, когда видел его в последний раз, в душе у него царило умиротворение. То мгновение абсолютной тишины в храме Бао Куок полностью изменило его. Он позволил своему сердцу заполниться другими живыми существами и понял бессмысленность и разрушительность войны. И это произошло благодаря тому мигу полной и всеобъемлющей неподвижности, открывшей наш мир могучему, исцеляющему и волшебному океану, называемому тишиной.

Страниц: [1] 2 3 ... 10
Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2009, Simple Machines LLC
При использовании любых материалов сайта активная ссылка на www.psygizn.org обязательна.
Модификация форума выполнена CMSart Studio

Sitemap